Вчера Международный суд ООН в Гааге огласил вердикт по иску Боснии и Герцеговины против уже несуществующей Союзной Республики Югославия (СРЮ). Боснийские власти мечтали осудить Белград за геноцид мусульманского населения. Это позволило бы им потребовать от Сербии как правопреемницы СРЮ многомиллиардных компенсаций. Однако вердикт суда гласит: СРЮ невиновна в геноциде в Боснии и Герцеговине.
Еще в 1993 году боснийские власти обратились в высшую судебную инстанцию с требованием признать ответственность тогдашней СРЮ (в которую входили Сербия и Черногория) за геноцид боснийских мусульман. Позднее в обвинение вошла
трагедия боснийского города Сребреница. В июле 1995 года он был взят армией боснийских сербов под командованием генерала Ратко Младича, после чего, по данным боснийских властей, было убито около восьми тысяч мусульман мужского пола. В Сараево убеждены, что за Младичем стояло руководство СРЮ. В иске Боснии и Герцеговины утверждалось, что геноцид был порожден сербской националистической идеологией, осуществлялся при финансовой и военной поддержке Белграда и при активном участии офицеров югославской армии.
Однако Международный суд отклонил боснийский иск. Убийство восьми тысяч жителей Сребреницы квалифицировано как геноцид, однако вина за него возложена на армию Боснийской Республики Сербской. В приговоре говорится, что «не доказано ни то, что армия СРЮ участвовала в убийствах в Сребренице, ни то, что эти убийства планировали политические лидеры СРЮ». Решение суда принято 13 голосами против двух.
Суд частично признал ответственность Белграда за события в Боснии и Герцеговине, но эпизоды не считаются геноцидом. Властям СРЮ ставится в вину то, что они не использовали свое влияние на боснийских сербов для предупреждения геноцида и наказания виновных в нем.
Получается, что то, к чему были причастны в Боснии и Герцеговине власти СРЮ, нельзя считать геноцидом. А за то, что геноцидом являлось, Белград ответственности не несет. Так Сербия избежала печальной участи стать первым в истории государством, признанным виновным в геноциде. До сих пор соответствующие вердикты выносились в адрес руководителей стран, отдельных партий и их идеологии. Специфика же Международного суда в том, что он судит не руководителей государств, а сами государства.
«Вокруг событий в Сребренице все еще очень много темного, и с ними никто не хочет всерьез разбираться», -- сказал «Времени новостей» директор Института славяноведения РАН доктор исторических наук Константин Никифоров. Он напомнил, что «самые жестокие бои в Боснии и Герцеговине шли в начале войны в 1992 году. Тогда преступления совершали и сербы, и хорваты, и мусульмане. А в середине 1995 года было ясно, что война заканчивается, и лидеры боснийских сербов уже согласились на переговоры при международном посредничестве».
«Истребить за несколько дней восемь тысяч человек мог лишь какой-то маньяк, а сербы при всем их ожесточении таковыми не были. Боснийские сербы по приказу генерала Младича пропускали через свои позиции хорватское население, чтобы спасти его от боев. Складывается впечатление, будто в Сребренице кто-то специально отдал приказ убивать в последние месяцы войны. Самим боснийским сербам это явно было невыгодно», -- считает г-н Никифоров.
В самой Сербии вердикт Международного суда напрямую увязывали с расстановкой сил вокруг Косово. «Если бы суд признал Сербию как правопреемницу СРЮ виновной в геноциде, это клеймо сразу же было бы распространено на события в Косово. Теперь же сторонники независимости Косово лишились возможности в пропагандистских целях возлагать на сербов ответственность за все происходившее на Балканах», -- рассказал «ВН» источник в сербских правительственных кругах.
Этот оптимизм не разделяет замдиректора Института славяноведения РАН доктор исторических наук Андрей Шемякин. В беседе с «ВН» он высказал убеждение, что выгодный для Белграда судебный вердикт по Боснии вряд ли повлияет на решение об окончательном статусе Косово. «Запад решил отторгнуть край от Сербии еще в 1999 году, когда начал военную операцию против тогдашней Югославии под предлогом защиты косовских албанцев от сербских репрессий. Теперь вопрос будет передан на рассмотрение Совбеза ООН, где Белграду остается рассчитывать на поддержку располагающей правом вето России», -- убежден эксперт.