Вчера в Киеве премьер-министр Украины Виктор Янукович присутствовал при вручении
сертификата типа новому региональному самолету Ан-148. История создания этого самолета причудливым образом переплелась с политической судьбой самого г-на Януковича. 15 октября 2004 года занимавший и тогда пост премьера Янукович в разгар борьбы за президентское кресло освятил своим присутствием выкатку первого изготовленного на «Авианте» Ан-148. Затем последовала «оранжевая революция», уход Януковича с официальных постов и возвращение в качестве премьера уже постреволюционной Украины. Как раз вовремя, чтобы благословить старт серийного производства лайнера.
Выданный вчера документ позволяет начать коммерческие продажи первого в СНГ лайнера, разработка которого началась и была успешно завершена уже после распада СССР. Вчера же российская лизинговая компания «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК) подписала предконтрактное соглашение о поставке десяти таких машин воронежской авиакомпании «Полет». Всего в портфеле ИФК, как заявил ее генеральный директор Александр Рубцов, 56 заказов на Ан-148, в том числе 33 твердых (остальные представлены протоколами о намерениях). Правда, первым в очереди на исполнение стоит заказ на семь машин от казахстанской авиакомпании «Скат», к заключению и исполнению которого ИФК не имеет отношения. Вчера г-н Янукович, выступая перед сотрудниками Авиационного научно-технического комплекса им О.К. Антонова (АНТК) и завода «Авиант», подчеркнул, что важно хорошо выполнить этот первый контракт. Премьер поздравил киевских авиаконструкторов с заверением сертификации современного реактивного лайнера, рассчитанного на 65--85 пассажиров. Одновременно г-н Янукович отметил: «Назвать этот самолет чисто украинским нельзя. Он родился на украинской земле, в этом конструкторском бюро. А построить его вместе могут авиастроители Украины и России».
Значительная часть комплектующих Ан-148 и его двигателя (65--70% стоимости) изготовляется в России. Доля украинских поставщиков в цене машины составляет 20--25%, еще примерно 5% приходится на фирмы из дальнего зарубежья. Окончательную сборку планируется параллельно организовать на заводе «Авиант» (Украина) и Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО) в России. Вчера в Киеве представители ВАСО, «Авианта», двигателестроительного объединения «Мотор-Сiч» и других основных партнеров в производстве Ан-148 согласовали экономические параметры кооперации, в частности цену готового самолета -- 21 млн долл. По словам Александра Рубцова, к концу 2009 года планируется довести ежегодный выпуск новых машин на ВАСО до 24 штук, а на «Авианте» -- до 12. Твердые заказы на Ан-148 в портфеле ИФК размещены компаниями «Красэйр» (15 самолетов) и «Пулково» (ныне вошедшей в состав авиакомпании «Россия», 18 самолетов). Намерения приобрести Ан-148 с той или иной степенью определенности закрепили уже упомянутый «Полет», украинская авиакомпания «Аэросвит» и кубинская Cubana de aviacion.