|
|
N°34, 27 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Вавилон» пал
Вручены премии Американской киноакадемии за 2006 год
В лос-анджелесском кинотеатре «Кодак» прошла 79-я церемония вручения «Оскаров», результаты которой удивили своим отличием от большинства предварительных прогнозов, и удивили, пожалуй, приятно. Лидером нынешней гонки стал вопреки ожиданиям вовсе не «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, которому прочили большую часть статуэток, а «Отступники» Мартина Скорцезе. Ремейк классического гонконгского боевика «Двойная рокировка» был назван лучшим фильмом года, Скорцезе объявлен лучшим режиссером (этой награды классик дожидался много лет, будучи выдвинутым уже восемь раз, но неизменно оставаясь ни с чем), а кроме того по заслугам получили сценарист Уильям Мойнахан (категория «Лучший адаптированный сценарий») и Тельма Шунмейкер («Лучший монтаж»). «Вавилон» же, выдвинутый на семь номинаций, смог обналичить всего одну -- за лучшую музыку (Густаво Сантаолалла).
Вторым по количеству «Оскаров» в этом году стал «Лабиринт Фавна» Гильермо Дель Торо -- он победил в номинациях «операторская работа» (Гильермо Наварро), «работа художника» (Юдженио Кабальеро и Пилар Ревуэлто) и «грим» (Давид Марти и Монте Рибе); он мог стать также и лучшей неанглоязычной лентой, но в этой категории «Фавна» опередил немецкий фильм «Другие жизни» Флориана Хенкеля. Таким образом, Дель Торо, до сего момента считавшийся мастером жанрового арта, перешел в высшую мейнстримную лигу, и почти наверняка без номинаций теперь не обойдется и следующая его работа -- завершающая часть его «испанской трилогии», фильм «3993», премьера которого назначена на 2009 год («Фавн» был второй частью, а открывала трилогию картина 2001 года «Хребет дьявола», которую в данный момент можно увидеть в Москве на широком экране). Но самое главное -- оскаровский триумф «Фавна» избавит от лишних проблем производство следующей картины Дель Торо -- второй серии «Хеллбоя», которую многие истинные ценители ждут с замиранием сердца.
Лидер по количеству номинаций в этом году -- их было восемь -- мюзикл Билла Кондона «Девушки мечты» стал обладателем всего лишь двух «Оскаров» -- за лучший монтаж звуковых эффектов (Майкл Минклер, Боб Бимер, Уильям Д. Бартон) и лучшую женскую роль второго плана (Дженнифер Хадсон). Занятно, что самый музыкальный из представленных на «Оскара» фильмов остался без приза, на который мог рассчитывать в первую очередь, -- за лучшую песню: вместо исполненных в «Девушках» композиций Генри Кригера, Скотта Катлера, Энн Превен, Сидана Гаррета и Уилли Рила (всего песни из фильма занимали три из пяти позиций в номинации) лучшей академики сочли I Need To Wake Up Мелиссы Эттеридж из документальной «Неудобной правды» Дэвиса Гуггенхейма. Этот фильм о проблеме глобального потепления стал и лучшей неигровой картиной года. А лучшим полнометражным мультфильмом прошлого года признали историю про поющих и танцующих пингвинов «Делай ноги» Джорджа Миллера.
Негромкая, но крайне симпатичная независимая картина «Маленькая мисс Счастье» Джонатана Дейтона и Валерии Фэрис, с успехом прошедшая по многочисленным фестивалям, стала лауреатом в категориях «Лучший актер второго плана» (Алан Аркин) и «Лучший оригинальный сценарий» (Майкл Арндт). По одному «Оскару» у «Писем с Иводзимы» Клинта Иствуда («Лучший звук»), «Марии-Антуанетты» Софии Копполы («Лучшие костюмы») и вторых «Пиратов Карибского моря» Гора Вербински («Лучшие визуальные эффекты»).
Награды за лучшие главные роли также остались единственными для фильмов Стивена Фрирза «Королева» (Хелен Миррен) и «Последний король Шотландии» Кевина Макдоналда (Форест Уайтекер), причем в обоих случаях были отмечены исполнители ролей реальных политических деятелей -- английской королевы Елизаветы Второй и диктатора Уганды Иди Амина.
Традиционным специальным «Оскаром» за вклад в мировой кинематограф отмечен, что случается нечасто, композитор -- Эннио Морриконе, чья музыка звучит более чем в полутысяче фильмов и телепостановок, в том числе и в только прошедшем по отечественному телевидению «Ленинграде» Александра Буравского.
В целом ситуация с раздачей «Оскаров» в нынешнем году (особенно это касается основных номинаций) не может не радовать по нескольким причинам. Во-первых, «Вавилон» в течение прошлого года и так получил наград явно несоразмерно своему истинному значению, а во-вторых и в-главных -- вручавшие награду проявили чувство меры и стиля, предпочтя крепкую жанровую работу многозначительному и тяжеловесному высказыванию на «общечеловеческие» темы. Все-таки киноакадемия не Организация Объединенных Наций.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ