|
|
N°223, 04 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рассыпанный над тайгой
Погибший Ил-76 спасатели собирают по кусочкам
Более сотни специалистов прокуратуры, МЧС, Минтранса и Минобороны вчера с раннего утра приступили к осмотру места катастрофы транспортного самолета Ил-76 российской погранслужбы, разбившегося утром в воскресенье в Хабаровском крае при перелете из Братска в Анадырь. В результате аварии, по окончательным данным, погибло 18 человек -- девять членов экипажа, пять военнослужащих, сопровождавших груз из авиадвигателя и партии стройматериалов, и пять пограничников (офицер и четыре солдата), направлявшихся к месту службы.
В первые же часы работы спасателям удалось найти самое главное: два бортовых самописца, находившихся в хвостовой части самолета, которая при падении более-менее уцелела. Один из «черных ящиков» записывал переговоры пилотов, другой -- параметры работы всех приборов и четырех двигателей. По результатам их предварительного осмотра эксперты пришли к выводу, что пленка находится в удовлетворительном состоянии и скорее всего будет благополучно расшифрована. Хотя поможет ли это в расследовании причин трагедии, специалисты еще не были уверены.
В целом картина происшедшего с лайнером для следователей вчера была понятна. За минуту до аварии командир экипажа успел сообщить диспетчерским службам о пожаре на борту и сказал, что идет на аварийное снижение. Когда Ил-76 спустился с 9600 до 7500 метров, его отметка на радаре исчезла, что по идее должно означать взрыв. Осмотр местности это полностью подтвердил -- обломки самолета оказались разбросаны в радиусе более 5 км. Кроме того, после экспресс-анализа фрагментов машины эксперты обнаружили на них частицы копоти и гари, что свидетельствует о действительно сильном пожаре, начавшемся на борту. Однако из-за чего произошел пожар, пока остается по-прежнему загадкой. Летчики не успели передать наземным службам, что именно горит, а возможно, и сами этого не знали, поэтому расшифровка их последних слов может ничего и не прояснить. Кроме того, чрезвычайно сложно будет делать выводы и на основе изучения обломков лайнера (хоть какую-то форму из них сохранили только часть хвостового оперения и пилотская кабина), буквально рассыпанных на огромной территории каменистой и лесистой местности, -- проблемой является их сбор. Так, за весь вчерашний день спасатели смогли найти, кроме «черных ящиков», фрагменты лишь десяти тел погибших и около сотни мелких предметов. Осложняют ситуацию и погодные условия -- мороз, доходящий иногда до минус 40 градусов, и непрекращающаяся метель.
Говоря о версиях возникновения на борту Ил-76 пожара, вчера следователи уже довольно уверенно выдвигали предположения. «Чаще всего причиной падения самолетов Ил-76 становился груз. Этот случай, видимо, не исключение, и роковую роль при появлении первого очага огня сыграл перевозимый авиационный двигатель для чукотской авиакомпании», -- заявил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» технический директор авиакомпании «Дальавиа» Александр Дубинин.
Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск, Александр РАСКИН