|
|
N°33, 26 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Злобный пластырь
«Ложное искушение» Роберта Де Ниро на московских экранах
В апреле 1961 года тайная операция ЦРУ под кодовым названием «Запата», имевшая целью вторжение на Кубу, потерпела сокрушительный провал: некто из числа весьма осведомленных лиц явно предупредил кубинцев. Среди основных подозреваемых оказывается один из высших чинов управления и по сути его создатель -- Эдвард Уилсон (Мэтт Дэймон). И пока он напряженно размышляет о том, кто на самом деле является «кротом», перед глазами пробегает история последних без малого 30 лет его жизни. А случилось за это время немало.
В конце тридцатых образцовый ученик филологического факультета Йеля Уилсон стал членом элитного тайного общества «Череп и кости», вскоре после этого был завербован ФБР, чтобы разоблачить вроде бы сотрудничающего с нацистами профессора Фредерикса (Майкл Гэмбон), позже принимает предложение генерала Салливана (Роберт Де Ниро) участвовать в устройстве нового управления национальной безопасности и с этого момента попадает в круговорот шпионских страстей. Всего через неделю после свадьбы с восхитительной Маргарет (Анджелина Джоли) Уилсон отправляется в Лондон, чтобы сливать фашистам дезинформацию, заниматься контрпропагандой (например, он выдумывает известие о том, что у Гитлера обнаружен сифилис), а позже в Германию, откуда перебрасывает актуальных на тот момент физиков-ядерщиков. Таким образом, встречается с женой он только после войны, а своего сына впервые видит, когда тому уже исполнилось шесть. Но и вернувшись в Америку, Уилсон не сильно озабочен семьей -- у него есть дела поважнее. В первую очередь вести многолетнюю дуэль с советским агентом, известным под псевдонимом Улисс. И в конце концов прийти с ним к соглашению, которое сломает множество жизней, но только не самого Уилсона.
К нему вообще сложно подступиться. Практически лишенный эмоций, с не меняющимся, будто у сомнамбулы, выражением лица Уилсон, кажется, и вправду лишен души -- вот только продал он ее не князю мира сего, а своей родине, хотя, честно говоря, за почти что три часа, которые идет фильм, иногда кажется, что это одно и то же. Во всяком случае, инфернальность Уилсона не заметить сложно: на нем как минимум не сказываются проходящие на экране годы. Стареет жена, вырастает в очередного члена «Черепа и костей» сын, на глазах тухнет съедаемый раковыми метастазами фэбээровец Мурак (Алек Болдуин) -- и только про героя Дэймона будто бы забыли специалисты по возрастному гриму. Он все так же смотрит сквозь очки, почти не мигая. И этот его взгляд лучше всего отвечает на вопрос, заданный директором ЦРУ Алленом (Уильям Херт): «Почему мы выбираем профессию, за которую платят гроши, а расслабиться невозможно ни на минуту?»
Разумеется, «Ложное искушение» (в оригинале, к слову, именуемое «Добрый пастырь») -- не привычный шпионский фильм, хотя все признаки жанра вроде бы налицо и герои действуют порой если не по-бондовски, то по-штирлицевски точно (тут и номер на долларовой банкноте, являющийся паролем, и секретные документы, спрятанные в книжный переплет, и связь через кабинку в церковной исповедальне). Большинство персонажей «Искушения» имеют прототипов в настоящей истории спецслужб: выпускник Йеля Арчи Каммингс (Билли Крудуп), позже занявший не самый низкий пост в ЦРУ, а потом оказавшийся советским шпионом, сбежавшим в Москву (в последний раз мы видим его в номере гостиницы «Украина») отчетливо напоминает Кима Филби; характер Филлипа Аллена во многом списан с Алена Даллеса, бывшего директором управления во время провала операции в Заливе Свиней; генерал Билл Салливан -- с Дикого Билла Донована, возглавлявшего предшествовавший ЦРУ офис стратегической службы во время второй мировой. Факты же биографии самого Уилсона во многом схожи с жизнью и судьбой основателя цэрэушной контрразведки Джеймса Джизуса Энджелтона. Все говорят вполголоса, стараясь не смотреть друг другу в глаза (если только не приходится читать по губам). На антигосударственную акцию (такое изображение американских спецслужб сложно вспомнить не только в заокеанском, но и в нашем кино времен «холодной войны», вроде «ТАСС уполномочен заявить») фильм тоже вроде бы не тянет. И вообще довольно сложно сказать, чем руководствовался Роберт Де Ниро, когда приступал к работе над картиной: замысел своей второй по счету режиссерской работы он вынашивал, как известно, почти десять лет.
Возможно, у него претензии к спецслужбам чисто личного характера (не стоит забывать, что несколько лет назад Де Ниро с видимым удовольствием приложил цэрэушников в «Знакомстве с родителями»). Но самое главное -- задумываться об этом не особенно и хочется. Потому что давно уже от длинного и по большому счету не особенно увлекательного фильма нельзя было получить удовольствие вполне физиологическое. Вроде бы подобного рода эпических полотен, как будто специально изготовляемых для «оскаровских» номинаций, с отменным актерским составом, тщательно воспроизводящих эпоху и посвященных актуальным проблемам новейшей истории, выходило -- и выходит -- куда как немало. Но во время их просмотра чаще смотришь на часы, чем на экран, а в случае с «Искушением» хочется, чтобы оно длилось и длилось. И даже когда советский шпион, накачанный ЛСД, принимается распевать «Пусть всегда будет папа», смеяться тянет в последнюю очередь. Как бы там ни было, но за последние годы Роберт Де Ниро ни разу не снимался в фильме, поставленном режиссером подобного уровня. Впору повторить оценку, выданную профессором Фредериксом стихам Уилсона в то время, когда тот еще только готовился совершить свое первое предательство: «Ну что же, вышло довольно стильно. Есть ощущение непознанного. И размер соблюден».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ