|
|
N°33, 26 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Автомобильный джокер
У Blackpool Automotive новый старый владелец
Николай Смоленский выкупил обратно в ходе торгов «с молотка» активы британской TVR Motors, которые он продал перед их банкротством. Речь идет об основном производственном подразделении -- сердце группы -- блэкпулском автозаводе Blackpool Automotive. Г-н Смоленский, сын банкира Александра Смоленского, предложил наибольшую сумму в ходе аукциона по распродаже имущества предприятия, передает британская Guardian. Эта победа вызвала колоссальное возмущение сотрудников предприятия и профсоюза, ведь предприятие-банкрот достается человеку, который и довел его до банкротства.
Тем не менее сделка была совершена по закону. Представители внешнего управляющего -- PKF Partners -- это подтвердили: «Выставленное на торги имущество было продано в ходе открытых торгов, и в сложившихся обстоятельствах мы, надо признать, получили за него наилучшую цену из возможных и намерены в самое короткое время приступить к раздаче долгов кредиторам... в конце концов компания г-на Смоленского предложила наивысшую цену», -- передает Guardian слова представителя фирмы-управляющего. Однако сумма сделки не раскрывается, более того, остается неясным, какую часть висящего на предприятии долга можно будет погасить из заплаченной на аукционе суммы.
Купив имущество Blackpool Automotive, г-н Смоленский избавляется от необходимости гасить долги предприятия и от обязательств перед сотрудниками. То есть, по сути, он попросту купил оборудование и активы, которые благополучно продал перед Новым годом, в той форме, которая избавляет его от социальных обязательств и расчетов с сотрудниками. Кстати, продав Blackpool Automotive, г-н Смоленский сохранил за собой саму головную компанию -- TVR Motors и соответственно торговую марку. Уже тогда возникли разговоры о том, что он может вывести производство за пределы Великобритании. Идеи такие возникали и раньше, едва только Николай Смоленский получил завод, однако работники предприятия активно препятствовали этим планам. Ведь работу на предприятии потеряли бы 200 сотрудников.
За несколько дней до Нового года рабочим Blackpool Automotive было объявлено о том, что предприятие признано банкротом и перешло под внешнее управление. Тогда же выяснилось, что всего за пару недель до объявления о его банкротстве г-н Смоленский продал его и якобы исчез из Блэкпула. Возвращение прежнего хозяина в том же качестве, но свободного от долговых обязательств разъярило рабочих, которые не только лишаются рабочих мест, но и теряют возможность получения компенсаций в полном объеме (на что могли бы претендовать, если бы г-н Смоленский выводил производство из Блэкпула в рамках реструктуризации и постепенно). «Если произошедшее (возвращение г-на Смоленского в качестве владельца Blackpool Automotive. -- Ред.) означает вывод производства из Блэкпула, то это будет катастрофой для всего региона. Это же просто идиотизм, что прежний владелец, который довел предприятие до банкротства, теперь снова становится его владельцем», -- считает представитель профсоюзов предприятия Энди Робертсон.
На Николая Смоленского, когда он купил TVR у прежнего владельца и одного из ярчайших руководителей компании за всю историю Питера Уиллера, возлагались большие -- наверное, чересчур большие -- надежды. Ведь уже на момент продажи компании г-ном Уиллером дела ее шли не очень-то хорошо. Производство сокращалось, доходы заметно падали.
Г-н Смоленский пообещал возродить былую славу TVR, которая пришлась на 80-е годы. И сотрудники, и наблюдатели рассчитывали, что деньги банкира Александра Смоленского, отца владельца TVR, потекут в Британию рекой и спасут одного из ярчайших представителей брендов спортивных автомобилей от краха. Но, увы, этого не произошло, несмотря на то, что, по данным британской прессы, на эти цели было за 2,5 года затрачено порядка 25 млн фунтов стерлингов, что (в соответствии с представленными ею же цифрами) почти вдвое превышает сумму следки по покупке компании г-ном Смоленским у г-на Уиллера. Хотя не исключено, что г-н Смоленский еще попытается вытащить TVR из кризиса. Впрочем, скорее, не в Британии.
Примечательно, что Олег Дерипаска весьма высоко оценивает потенциал британского автопрома. В интервью той же Guardian (вышедшем, кстати, на следующий день после сообщения о возвращении г-ном Смоленским контроля над Blackpool Automotive) он заявил: «Вы, британцы, почти что списали со счетов свою автопромышленность. При том, что у вас очень квалифицированная рабочая сила при замечательных инженерных достижениях. Понять не могу, почему вы прекратили заниматься автомобильным бизнесом. Думаю, это было ошибкой. Другие страны субсидируют или поддерживают свою обрабатывающую промышленность, а вы прекратили». Г-н Дерипаска свою веру в британский автопром подтверждает и делом. В прошлом году его «Группа ГАЗ» купила бирмингемский завод LDV Holdings. Он, впрочем, производит не люксовые спортивные марки, а британские аналоги «Газелей-Соболей», что автомобильному холдингу г-на Дерипаски ближе и дороже.
Анна ЛАНДЕР