Время новостей
     N°33, 26 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.02.2007
Воспитание чувств
Большинство россиян не представляет, как государство может сделать их патриотичнее
Накануне Дня защитника Отечества -- 23 февраля -- Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал данные исследования о том, насколько россияне информированы о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006--2010 годы» и что, по мнению опрошенных, нужно делать государству для воспитания патриотических ценностей у детей и молодежи. Выяснилось, что большинство россиян не принимает участия в акциях патриотической направленности и не знает способов воспитать патриотизм у граждан с помощью государства.

О госпрограмме по патриотическому воспитанию граждан информирована треть россиян (34%), в том числе 6% хорошо знают об этом и 28% "что-то слышали". Не знает о программе большинство -- 62%. Уровень информированности о госпрограмме, как правило, тем выше, чем выше уровень образования опрошенных. Доля тех, кто ничего не слышал о программе, сокращается с 83% в группе с образованием ниже среднего до 55% в группе с высшим и незаконченным высшим образованием.

Большинство опрошенных, 86%, указали, что в течение последнего года ни они сами, ни члены их семей не участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках госпрограммы по патриотическому воспитанию. 4% респондентов отметили, что им или их родным приходилось посещать историко-патриотические музеи, школьные музеи или музеи предприятий и учреждений. По 2% опрошенных заявили о своем участии в деятельности патриотических клубов, в фестивалях и конкурсах, о посещении выставок по патриотической тематике.

На формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения, по мнению респондентов, наиболее значительно влияют деятельность патриотических клубов, центров (30% респондентов); фестивали, конкурсы патриотической направленности; военно-патриотические игры (по 27--28%). Реже опрошенные указывают на сильное влияние выставок и литературы патриотической направленности (по 22--24%).

Чтобы воспитать патриотические ценности у детей и молодежи, государству следует заниматься воспитанием в детском саду, школе, институте, семье (отмечают 12% респондентов), создавать патриотические кружки, клубы, проводить «Зарницы», военно-патриотические игры (6%); улучшать условия жизни населения -- создавать рабочие места, повышать зарплату, предоставлять жилье (6%), патриотическая тематика должна быть больше представлена в средствах массовой информации, нужна цензура (4%).

При этом свыше половины опрошенных (57%) вообще затруднились что-либо посоветовать государству в этом направлении.




Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 23--24 декабря 2006 года. Опрошено 1596 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Елена КОФАНОВА, ВЦИОМ