Верховный суд отменил обвинительный приговор экс-сотруднику ЮКОСа Алексею Пичугину
Бывшего сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, в прошлом году
осужденного к 24 годам колонии строгого режима за серию убийств и покушений, будут судить заново. Вчера Верховный суд (ВС) отменил вынесенный в августе Мосгорсудом приговор и отправил дело на новое рассмотрение.
Пока Верховный суд ограничился лишь краткой резолюцией и подробно свою позицию изложит в письменном виде лишь через неделю. Но скорее всего ВС согласился с мнением Генпрокуратуры, которая посчитала 24 года колонии слишком мягким наказанием. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что адвокатам, которые требовали прекратить уголовное преследование г-на Пичугина, в удовлетворении их кассационных жалоб было отказано.
Теперь дело Пичугина рассмотрит новый состав суда, и теоретически его вполне могут и оправдать, учитывая, что история эта весьма запутанная. Однако адвокаты полагают, что, требуя для их клиента более сурового наказания (вероятно, пожизненного), прокуратура таким образом пытается «надавить» на него, чтобы получить новые показания на бывших владельцев ЮКОСа.
Вчера в заседании ВС посредством видеотрансляции из СИЗО участвовали лишь трое фигурантов дела Пичугина -- Геннадий Цигельник, Михаил Овсянников и Владислав Левин, которых Генпрокуратура обвиняет в исполнении страшных преступлений, организованных бывшим сотрудников службы безопасности ЮКОСа Алексеем Пичугиным и заказанных находящимся в международном розыске ныне гражданином Израиля
Леонидом Невзлиным. Еще двое предполагаемых исполнителей -- Владимир Шапиро и Евгений Решетников в заседании ВС участвовать не стали.
Все пятеро ранее получили приличные сроки -- от 7,5 до 19 лет лишения свободы. Не пожелал принимать в нем участия и главный виновник «торжества» Алексей Пичугин, осужденный Мосгорсудом к 24 годам лишения свободы.
Этот срок он получил по совокупности со своим первым приговором, вынесенным с участием присяжных в конце марта 2005 года. Тогда за организацию убийства тамбовского предпринимателя Сергея Горина и его жены Ольги, покушений на бывшую сотрудницу «Менатепа» Ольгу Костину и на бывшего сотрудника ЗАО «Роспром» Сергея Колесова он получил 21 год строгого режима. Впоследствии обвинению удалось доказать причастность г-на Пичугина к новой серии убийств и покушений. Как и в первом случае, его жертвами становились те, кого г-н Невзлин считал неугодными людьми, препятствующими деятельности ЮКОСа.
В рамках второго дела Пичугина список страшных преступлений пополнили
убийством в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, убийством владелицы московского магазина «Чай» Валентины Корнеевой (своей жизнью она расплатилась за то, что отказалась отдать помещение своего магазина банку «Менатеп») и двумя покушениями на управляющего австрийской компанией «Ист Петролеум Хандельсгез м.б.Х.» Николая Рыбина. Кроме того, Алексея Пичугина вместе с пятью исполнителями этих преступлений второй раз судили и за покушение на Сергея Колесова. Адвокатам, которые настаивали на невиновности своего подзащитного, удалось опровергнуть лишь один из пунктов обвинения -- убийство охранника мэра Нефтеюганска, который был расстрелян вместе со своим шефом.
Таким приговором остались недовольны все. Осужденные с помощью защиты по-прежнему настаивали на своей непричастности к совершенным преступлениям, Генпрокуратура и потерпевшие сочли наказание в 24 года лишения свободы слишком мягким. Вчера в ВС стороны конкретизировали свои позиции.
Адвокат Георгий Каганер заявил, что считает приговор Мосгорсуда «незаконным и необоснованным», и потребовал прекратить уголовное преследование Алексея Пичугина ввиду недоказанности его причастности к совершению преступлений. Адвокат при этом возмутился, что прокуратура решилась опротестовать и без того суровый обвинительный приговор. «Представители Генпрокуратуры и следственных органов должны радоваться тому, что Пичугину вынесен такой приговор, а именно когда осуждают человека при отсутствии доказательств на 24 года заключения, -- заявил он. -- Они добиваются пожизненного заключения Пичугина только с одной целью. Если посмотреть на приговор, то там постоянно указывается: «в неустановленное время», «в неустановленном месте», «с неустановленными руководителями ЮКОСа». Цель одна -- чтобы Пичугин оговорил себя и дал показания на руководителей ЮКОСа.
Оппонент г-на Каганера, гособвинитель Генпрокуратуры Анатолий Башмаков объяснил, что его ведомство подало протест на приговор, так как наказание было назначено слишком мягкое. «Суд не учел в достаточной степени тяжесть совершенного Пичугиным преступления, а именно то, что трое человек были лишены жизни, а четверо подверглись смертельной опасности, -- заявил г-н Башмаков. - По первому приговору Пичугину было назначено наказание в виде 20 лет лишения свободы, а по совокупности двух приговоров всего лишь 24 года. Эта мера наказания, на мой взгляд, является несправедливой». Вместе с тем обвинитель отметил, что «в части доказывания и причастности подсудимых к преступлениям» приговор можно считать вполне законным и обоснованным».
«Судебная коллегия определила приговор в отношении Пичугина Алексея отменить, а дело направить на новое судебное разбирательство в ином составе судей. В удовлетворении кассационных жалоб Пичугина отказать», -- резюмировал Верховный суд, оглашая решение.
Гособвинитель излучал удовлетворение вынесенным решением, о чем сразу и сообщил журналистам. А вот адвокаты выглядели обескураженными. Видимо, они поняли, что ВС постановил пересмотреть дело, скорее всего согласившись с позицией Генпрокуратуры о «слишком мягком наказании». «Как можно вообще комментировать тот факт, что такой приговор отменили ввиду мягкости, -- растерянно развел руками адвокат Каганер. -- Видимо, судья, который его выносил, действительно руководствовался доказательствами, раз такую «незначительную кару» назначил».