Комментарий к «пенсионному» спору между МЭРТ и Минздравсоцразвития, которые противопоставляют друг другу свои варианты решения проблемы, можно сформулировать по-одесски -- «оба хуже». Впрочем, и взаимные претензии двух ведомств также не лишены оснований.
По крайней мере критика ведомством г-на Грефа предложений Минздравсоцразвития по изменению пенсионной системы небеспочвенна: проблему дефицита Пенсионного фонда
невозможно решать за счет накопительной части трудовой пенсии. Но и возражения ведомства г-на Зурабова против проекта МЭРТ, предлагающего не просто допустить
к управлению средствами «молчунов» частные компании, а передать им накопительную часть пенсий этих граждан, не спрашивая их согласия, тоже обоснованны. Когда государство предупредило, что средствами не определившихся в выборе будет управлять государственная компания
(ГУК), функции которой выполняет Внешэкономбанк, это не вызвало особой реакции будущих пенсионеров. Но если их накопления станут автоматически попадать в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и частные управляющие компании, то их реакция может быть и иной.
МЭРТ настаивает, что допуск частных компаний к управлению средствами «молчунов» важен для демонополизации рынка пенсионных накоплений. Но для этого важна была прежде всего, причем с самого начала пенсионной реформы, а лучше -- еще до нее, хоть какая-то государственная агитация и реклама этой реформы, активное и членораздельное разъяснение ее сути. Тем не менее процесс демонополизации постепенно набирает силу. Так, в 2003 году Пенсионный фонд РФ получил 704 тыс. заявлений застрахованных лиц о переводе накопительной части их трудовой пенсии в управление НПФ или частных компаний, в 2004-м -- 376 тыс., в 2005-м -- 840 тыс., а в 2006-м -- 1 млн 200 тыс. заявлений. В результате с 2003 по 2006 год доля ГУК в общем объеме средств пенсионных накоплений снизилась с 97 до 92%. Однако этот процесс может затянуться на долгие годы. Если бы с той же энергией, с какой продвигается идея о допуске частных компаний к управлению средствами «молчунов», продвигалась идея о необходимости широкой информационной кампании по пенсионной реформе и повышения финансовой грамотности наших сограждан, результаты реформы сегодня были бы более впечатляющими.
Еще одним аргументом в пользу допуска частных компаний к управлению средствами «молчунов» на протяжении последних лет было опасение по поводу возможной монополизации ГУК рынка ценных бумаг. Согласно проекту МЭРТ, эти компании смогут инвестировать средства «молчунов» в более широкий по сравнению с ГУК набор финансовых инструментов. Фактически в те же виды активов, которые им разрешены сейчас для инвестирования средств пенсионных накоплений граждан, сделавших выбор в пользу частных компаний. Но при этом будут установлены более жесткие требования к качеству ценных бумаг. Однако такие меры скорее всего позволят увеличить доходность инвестирования средств «молчунов» лишь до уровня инфляции, что и является задачей ГУК.
Вообще же с учетом быстрого роста российского финансового рынка объемы средств пенсионных накоплений в управлении ГУК сегодня составляют незначительную его часть. В только что опубликованном сводном списке профессиональных участников рынков ценных бумаг, совершавших сделки с эмиссионными бумагами (акциями и облигациями, в том числе государственными, муниципальными и корпоративными) в четвертом квартале 2006 года, Внешэкономбанк занимает 99-е место из 481, а его доля в сделках с такими бумагами составляет 0,14%, с суммарным объемом сделок 23,7 млрд руб. К примеру, доли таких компаний, как ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог» и ООО «КИТ Финанс», составляют соответственно 9,21% (1,5 трлн руб.) и 5,93% (1 трлн руб.). Поэтому аргумент о возможности монополизации российского рынка ценных бумаг выглядит не слишком убедительным. В случае же расширения набора финансовых инструментов, в которые инвестирует ГУК, за счет акций и корпоративных облигаций средством против монополизации рынка станет установление лимитов на объемы вложений средств пенсионных накоплений, переданных в управление ГУК, в акции и облигации.
В целом суть препятствий, возникших на пути пенсионной реформы, заключается сегодня не в том, какая именно доля пенсионных накоплений пойдет в «частный сектор», а в том, что люди не понимают сути этой реформы и не могут сделать сознательный выбор.