|
|
N°223, 04 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шесть партий в день
На самых неуступчивых шахматистов ложится огромная нагрузка
Чемпионат мира вступил в решающую стадию -- позади три раунда. По мере сокращения участников все более «высвечиваются» рейтинг-фавориты. Соответственно, нарастает накал борьбы, и судьба половины поединков решается в тай-брейках. Отрадно, что почти во всех парах фигурировали воспитанники советской шахматной школы. И когда поздним вечером последним участником 1/8 финала стал эстонец Яан Эльвест, известный гроссмейстер Юрий Разуваев удовлетворенно отметил: «Ничего удивительного, наша школа».
Заключительный день 3-го раунда можно без преувеличения назвать днем Бареева. После поражения в первой партии противостояния с Константином Сакаевым Евгений стал неудержим. «Сакаев не попал в ритм игры», -- скромно сказал он после трех побед подряд, одержанных в разгромном стиле. На фоне этих побед смотрелась лишь великолепная атака Предрага Николича в партии с Ашотом Анастасяном, которая принесла ему место в четвертьфинале. После партии боснийский гроссмейстер, сверив корректность своих многочисленных жертв с мнением компьютера, удовлетворенно отметил: «Сам Fritz дал добро на эту комбинацию».
В основное время третьего раунда также уложились входящие в число фаворитов Веселин Топалов (Болгария), Борис Гельфанд (Израиль), Василий Иванчук (Украина) и наши Александр Морозевич и Алексей Дреев, играющие в свойственной им профессиональной манере. Впервые в четвертьфинал пробился представитель Китая Йе Цзянчуань. Но особо стоит отметить 18-летнего Руслана Пономарева, который продолжил победную серию предыдущего тура. Тогда он в тай-брейке со счетом 2:0 выиграл у опытного Сергея Тивякова (Голландия), а теперь дважды заставил капитулировать болгарина Кирила Георгиева. Учитывая сухую рациональную манеру игры украинца, большой интерес представляет его матч в 4-м раунде со взрывным Александром Морозевичем.
Главные страсти 1/16 финала разгорелись в тай-брейке, где оказались лауреаты прошлогоднего чемпионата. Особую интригу представлял матч Виши Ананда с Владиславом Ткачевым (Франция). Виши заинтриговал зрителей ничьей на 13-м ходу в основной партии, тем самым предложив померяться силами в быстрых шахматах, не смущаясь, что это «конек» противника (Ткачев славится своим "быстродействием"). Нервы чемпиона мира 2000 года оказались крепче, и он выиграл решающую партию и матч. Экс-чемпион мира Александр Халифман проиграл 0:2 Жоэлю Лотье (Франция). Выиграл обе партии и Майкл Адамс (Англия) у Вадима Звягинцева. Зураб Азмайпарашвили (Грузия) и Рустам Касымджанов (Узбекистан), оформив короткие ничьи в основных партиях, перенесли решающие поединки на тай-брейк. Победил Азмайпарашвили.
Два матча закончились блицем. После того как чемпион России Александр Мотылев взял реванш у Алексея Широва (Испания) в основной партии и противники обменялись ударами в двадцатиминутках, испанский гроссмейстер оказался более удачливым в пятиминутке.
Но настоящий судный день выпал на долю Яана Эльвеста и Ильи Смирина (Израиль). После того как для выяснения отношений оказалось недостаточно всех видов «троеборья», была назначена решающая партия блиц, где белым дается шесть минут, черным -- пять, но для победы в матче достаточно сделать ничью. Победил Эльвест, игравший белыми. Спортивная задача решена. Но какова цена такой победы и что здесь остается от шахмат? Какую же нужно вынести нервную нагрузку, чтобы сыграть в один день шесть партий? Когда экономят деньги на игроках (ранее на тай-брейк выделялся отдельный день), это уже не шахматы. По свидетельству участников, к концу такого марафона просто перестаешь понимать, что происходит на доске. Решающим фактором становится возраст. Лев Псахис (Израиль) заметил: «О былом триединстве шахмат надо забыть -- это уже не искусство, не наука, только чистый спорт, а платят в наше время только за спорт. Через несколько лет на подобном чемпионате мира будут выступать только игроки не старше 25 лет».
Из женского турнира выбыла главная фаворитка Алиса Галлямова, проигравшая обе партии 17- летней Александре Костенюк.
А тем временем в Колонном зале состоялась 2-я партия матча Каспаров--Крамник. Каспаров стремился использовать преимущества белого цвета, и долгое время ему это удавалось. В системе Паульсена сицилианской защиты черные выстроили свои пешки по так называемой структуре «ежа». Тем не менее Каспарову удалось подобрать ключи к редутам черных. После прорыва на ферзевом фланге он добился материального перевеса, и позиция Крамника стала вызывать опасения. Однако при попытке реализации своего плана Каспаров просмотрел неожиданную жертву пешки, и материальный перевес перешел на сторону Крамника. Но его тоже оказалось недостаточно для победы. Ничья.
Олег СТЕЦКО