Сегодня в Москву прибывают министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази и министр обороны Мишель Алльо-Мари. Новый российский министр обороны Анатолий Сердюков встретится с г-жой Алльо-Мари для обсуждения перспектив развития двустороннего военного сотрудничества, взаимодействия в борьбе с международным терроризмом, вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, а также взаимоотношений России и ЕС и НАТО. После двусторонней встречи министры обороны совместно с главами внешнеполитических ведомств двух стран -- Сергеем Лавровым и Филиппом Дуст-Блази -- примут участие в шестом заседании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности. Главные темы для обсуждения: европейская безопасность и пути урегулирования региональных конфликтов, а также основные направления двустороннего сотрудничества. Накануне визита Мишель АЛЛЬО-МАРИ ответила на вопросы корреспондента «Времени новостей» Петра ИСКЕНДЕРОВА.-- Каковы перспективы сотрудничества Франции и России в военной области?--
Франция и Россия сотрудничают в военной области давно и плодотворно, особенно активно наш диалог развивается с 2002 года. Он уже ознаменовался конкретными результатами в военной области и в сфере вооружений. С предыдущим министром обороны России Сергеем Ивановым мы поддерживали доверительные отношения, в том числе и в рамках Совета сотрудничества по вопросам безопасности. Я уверена, что мы сможем установить такие же отношения с его преемником Анатолием Сердюковым.
Наша политическая воля продвигаться вперед в отношениях с Россией выразилась в конкретных делах. В 2007 году должны получить дальнейшее развитие прекрасные отношения сотрудничества, существующие между нашими военно-морскими силами. Мы работаем над расширением обменов между военно-воздушными силами и сухопутными войсками в области взаимодействия и оперативных возможностей. Операции по поддержанию мира -- это еще одна тема, которую мы хотим развивать в рамках сотрудничества ЕС--Россия и Россия--НАТО. На 2007 год планы нашего сотрудничества концентрируются на двух направлениях. Это обмены по вопросам военной реформы и подготовки кадров, а также обмен опытом и оперативные мероприятия в сфере операций по поддержанию мира.
-- Возможно ли осуществление совместных российско-французских проектов в области военной авиации, в частности по производству истребителей пятого поколения, беспилотных и транспортных самолетов? В каких еще областях военной промышленности мы могли бы осуществлять совместные проекты?-- Французское правительство придает большое значение развитию сотрудничества с Россией. В ходе нашей последней встречи с г-ном Ивановым я напомнила ему, что наше сотрудничество могло бы быть материализовано в конкретных промышленных проектах. И хотя разработка боевого самолета пятого поколения, к сожалению, не была завершена из-за различных графиков, совместная рабочая группа продолжает рассматривать предложения по сотрудничеству в области создания беспилотных самолетов.
Возможны и другие сферы сотрудничества. По некоторым направлениям прогресс уже очевиден. Например, в рамках создания сверхзвукового двигателя существует совместный проект французской компании MBDA и российской компании «Радуга», частично финансируемый генеральной дирекцией по вооружениям министерства обороны Франции. Начата реализация еще одного проекта в космической области, изучается возможность ряда проектов в военно-морской сфере, которая является приоритетной для наших стран. Этот перечень неполный, но и он свидетельствует о первых результатах сотрудничества между нашими странами.
-- Париж принял решение о приобретении управляемых артиллерийских снарядов «Краснополь-М». Может ли Франция увеличить объемы закупок российского вооружения и оборудования?-- Крупное предложение по закупке снарядов «Краснополь-М», действующее с декабря 2005 года, уже предусматривает поставку 500 единиц на сумму примерно 30 млн евро. В других областях также возможно увеличение закупок. В частности, мы исследуем возможности рынка авиатранспортных систем и систем десантирования тяжелого оборудования.
-- Готова ли Франция экспортировать вооружения в Россию, если бы российская армия выразила желание приобретать оружие французского производства?-- Естественно, Франция готова удовлетворять нужды Вооруженных сил России в этой области. В некоторых российских системах вооружений, поставляемых на экспорт, уже используется французское оборудование -- в частности на МиГ-29 и Су-30. Это способствует совместному продвижению российских и французских технологий.
-- Какой Франция видит свою роль в НАТО?-- Франция -- важный член Североатлантического альянса. Ее взносы в бюджет являются третьими по величине, она занимает четвертое место по числу военнослужащих, участвующих в операциях Альянса. Франция принимает активное участие в разработке направлений развития НАТО, является важным участником Сил быстрого реагирования. Ее голос слышен в НАТО, к нему прислушиваются. Иногда нашу страну могут критиковать, но значимость ее участия и подхода к событиям на международной арене всегда признавались.
-- Считает ли Франция, что Европа должна стремиться к более самостоятельной и менее зависимой от США системе обороны? И если это так, то какими могли бы быть конкретные механизмы этой системы?-- Оборона не передается в управление. Каждая страна в полной мере отвечает за свою оборону в соответствии с возможностями и с учетом потенциальных угроз. Речь идет об ответственности, требующей больших усилий и долгосрочного планирования. История Франции доказывает, что мы сумели предпринять необходимые усилия. Франция не может не принимать во внимание близость и общность интересов со своими европейскими партнерами и союзниками, в частности атлантическими, а также со своими многочисленными друзьями по всему миру. Поэтому политика Франции в области обороны ясно основывается на политике Альянса, в частности на европейской политике безопасности и обороны. На нашем счету 17 миротворческих миссий, в том числе две военные операции в Демократической Республике Конго, одна операция в Боснии и Герцеговине и одна в бывшей югославской республике Македония. Среди других результатов этой политики следует отметить создание тактических группировок, способных к развертыванию менее чем за 15 дней, Сил европейской жандармерии и Агентства по обороне и вооружениям, чья работа позволяет совместно реализовывать проекты в области вооружений и научных исследований.
-- Франция играет ведущую роль в международном контингенте ООН в Ливане. Каковы успехи и перспективы международного присутствия в этой стране?-- С лета 2006 года Франция участвует в международных дипломатических, финансовых и военных усилиях, направленных на создание условий для диалога всех заинтересованных сторон и восстановление Ливана. Франция продолжит активно поддерживать процесс восстановления полного суверенитета Ливана. Она поддерживает все инициативы законного правительства Фуада ас-Синьоры, направленные на восстановление диалога между всеми сторонами в Ливане. С августа 2006 года международный контингент ООН в Ливане на основе резолюции Совбеза ООН 1701 выполняет функции поддержания развертывания национальных вооруженных сил. Он способствует прекращению военных действий, восстановлению контроля ливанских властей над всей территорией страны и стабилизации обстановки в приграничных с Израилем зонах. Франция, которая является одним из главных участников международного контингента ООН в Ливане, прилагает все усилия для того, чтобы эти силы могли выполнить возложенные на них функции и придерживались строгих правил участия в боевых операциях. Кроме того, Франция считает, что без уважения требований международного сообщества всеми сторонами, включая Сирию и Израиль, не может быть продолжен процесс урегулирования этого регионального кризиса.