Военно-техническое сотрудничество между Россией и Грузией, прерванное несколько лет назад
по политическим мотивам, может осуществляться завуалированно и в частном порядке. Об этом свидетельствует факт задержания ростовскими правоохранительными органами грузов военного назначения, предназначенных для Грузии.
По данным российских оперативников, зарегистрированная в Дагестане фирма экспортировала в Грузию запчасти для гражданских вертолетов Ми-8. На самом же деле эти запчасти предназначались для боевых
Ми-24. Как сообщила пресс-служба Южной оперативной таможни РФ, речь идет о поставках лопастей несущего винта к боевым вертолетам под видом лопастей для гражданских машин. Однако для военно-технических грузов установлены специальные правила перевозки, которые были нарушены.
Фирма-нарушитель «не только нанесла экономический ущерб государству, но и создала предпосылки для наращивания военного потенциала Грузии и способствовала эскалации напряженности в Кавказском регионе», отметили на российской таможне. Ростовская прокуратура возбудила уголовное дело по статье «контрабанда», что предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет и штраф до 1 млн рублей.
После задержания осенью 2006 года
в Тбилиси по подозрению в шпионаже четырех российских офицеров тогдашний министр обороны России Сергей Иванов заявил, что всяческое военно-техническое
сотрудничество с Грузией прерывается. Эти слова вызвали недоумение в Тбилиси. Источники «Времени новостей» в минобороны Грузии утверждают, что никакого ВТС между Россией и Грузией нет уже несколько лет. Тбилиси давно переориентировался на страны Восточной Европы, а самую мощную поддержку в оснащении грузинской армии оказывают США, которые за последние четыре года выделили на эти цели примерно 150 млн долларов.
О мощи сил воздушной обороны Грузии можно судить по прошлогоднему параду
в День независимости 26 мая. На нем было представлено девять штурмовиков Су-25, девять боевых вертолетов Ми-24, 16 единиц Ми-8, несколько Ми-14 и шесть подаренных американцами еще при президенте Эдуарде Шеварднадзе многоцелевых «Ирокезов».
«Вопрос о том, как ремонтировать или где брать запчасти к технике советского или российского производства, закономерен, -- заметил «ВН» военный обозреватель тбилисского бюро «Радио Свобода» Коба Ликликадзе. -- В основном такая техника, состоящая на вооружении грузинской армии, ремонтируется на соответствующих украинских предприятиях. Если же необходим текущий ремонт, то украинские специалисты приезжают в Грузию. На моей памяти последний факт военно-технического сотрудничества с Россией -- это приезд в 1997 году российских специалистов в Поти для ремонта средств ПВО».
Руководитель департамента минобороны Грузии по связям со СМИ и общественностью Нана Инцкирвели сказала «ВН», что предположения о закупке грузинским военным ведомством запчастей в России «несерьезны и абсурдны». Комментируя информацию российской таможни, первый заместитель министра обороны Грузии Леван Николеишвили в интервью телекомпании «Рустави-2» подчеркнул: «Минобороны при модернизации армии, закупках техники и снаряжения работает только с официальными структурами и с теми странами, с которыми имеет партнерские отношения, но это не Россия, тем более какая-то абсурдная фирма в Дагестане. Грузия сотрудничает только с серьезнейшими фирмами и организациями серьезных стран». По мнению г-на Николеишвили, данная информация «провокационна» и может быть направлена на «дискредитацию вооруженных сил Грузии».
И все же в Тбилиси нет стопроцентной уверенности в том, что Грузия непричастна к «вертолетному скандалу». В интервью «ВН» эксперт по вопросам обороны и безопасности Ираклий Сесиашвили сказал: «Речь может идти не о коммерческих контактах на государственном уровне, это может быть контрабанда частных лиц. Нельзя исключить, что кто-то у нас мог утерять какие-то запчасти, а потом попытаться в обход государственных структур договориться с российскими поставщиками, чтобы восполнить потерю».