Время новостей
     N°31, 21 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2007
Буря в ядерной пустыне
США готовы ударить по Ирану в любую минуту
Затяжной конфликт между США и Ираном может перейти в военную фазу в любую минуту. Как сообщили вчера британские СМИ, расположенная в районе Персидского залива американская авианосная группа полностью готова к нанесению ударов по иранским объектам. Вчера в Оманский залив вошел атомный авианосец «Джон Стеннис», способный нести на борту до 80 самолетов и вертолетов. Он присоединился к уже находящемуся там авианосцу «Дуайт Эйзенхауэр». Еще три или четыре аналогичных боевых корабля смогут подключиться к атаке на Иран в любой момент.

Центральное командование армии США во Флориде уже составило список целей для ракетно-бомбовых ударов. В него вошли центры по обогащению урана в Натанзе и Исфахане, завод по производству тяжелой воды в Араке и даже Бушер, где при участии российских специалистов завершается сооружение атомной электростанции. Для уничтожения расположенных на глубине 25 метров ядерных мощностей в Натанзе будут использованы тяжелые противобункерные бомбы, сбрасываемые со стратегических бомбардировщиков Б-2. Кроме того, Пентагон намерен нанести удары по иранским военно-воздушным и военно-морским базам, ракетным установкам и командным центрам.

Ситуация вокруг ядерной программы Тегерана развивается по самому опасному сценарию. Сегодня истекает двухмесячный срок, отведенный Ирану Совбезом ООН для того, чтобы приостановить обогащение урана. Но, по данным Би-би-си, приказ президента Джорджа Буша о нанесении ударов по Ирану не обязательно будет обоснован стремлением Тегерана получить ядерное оружие. Военная операция может стать реальностью и в случае одновременной гибели большого числа американских военнослужащих в соседнем Ираке. Белый Дом неоднократно обвинял Иран в поддержке иракских боевиков-шиитов.

Принятая 23 декабря 2006 года резолюция Совбеза 1737 уполномочила гендиректора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммада аль-Барадеи доложить о том, как Иран выполняет требования о приостановке работ по обогащению урана. Однако докладывать ему не о чем. Формально не отказываясь от сотрудничества с ведомством г-на аль-Барадеи, иранская сторона не прекращает работы с ураном, а, напротив, форсирует их.

Гендиректор МАГАТЭ впервые признал в интервью лондонской газете «Файнэншл таймс», что Иран будет способен установить 3000 дополнительных центрифуг и перейти к обогащению урана в промышленных масштабах в течение 6--12 месяцев. Глава Организации по атомной энергии Ирана Голямреза Агазаде заявил о еще более сжатых сроках. По его словам, иранские атомщики готовы вводить в строй каждую неделю по одному каскаду, состоящему из 164 центрифуг. При таких темпах 3000 центрифуг могут появиться у Ирана уже к лету. А вчерашнее заявление президента Махмуда Ахмадинежада о том, что Запад на время переговоров должен «приостановить функционирование своего ядерного топливного цикла», лишь подлило масла в огонь.

Намерение администрации Буша открыть очередной военный фронт за пределами страны, и в частности разбомбить Бушерскую АЭС, безусловно, повысит градус дебатов в американском конгрессе. Спикер палаты представителей демократка Нэнси Пелоси уже заявила, что конгрессмены должны «четко дать понять, что ни у этого президента, ни у какого другого президента нет полномочий нападать на Иран».

Однако вряд ли сопротивление демократов остановит президента Буша. Как полагает директор российского представительства Международного центра оборонной информации Иван Сафранчук, американские военно-воздушные удары по объектам на иранской территории вполне вероятны. В беседе с корреспондентом «Временем новостей» он высказал мнение, что первоначально эти удары могут носить ограниченный характер и «преследовать не столько военные, сколько демонстративные цели».

Эксперт предвидит жесткие дебаты в Совбезе ООН по поводу новой резолюции по Ирану: «Китай и Россия скорее всего будут настаивать на продолжении дипломатических усилий по разрешению проблемы, а США и Великобритания выскажутся за более жесткие меры, поскольку Иран не выполнил декабрьскую резолюцию Совбеза ООН». Еще одна проблема заключается в том, что Тегеран в принципе не признает право Совбеза вводить против него какие-либо санкции. «В Иране настаивают на том, что страна не нарушила никаких международных соглашений в ядерной области, ибо Договор о нераспространении ядерного оружия, членом которого является Тегеран, не запрещает работы по обогащению урана», -- подчеркнул г-н Сафранчук.

Завотделом разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Пикаев также уверен, что Иран не пойдет на уступки, и это обострит его противостояние с США. «Тегеран требует для себя конкретных обязательств и обещаний со стороны США, которые Вашингтон не дает», -- пояснил он «Времени новостей». Что же касается МАГАТЭ, то эта организация не отвечает за действия США, а значит, «не может гарантировать Ирану выполнение его требований. Поэтому переговоры между Тегераном и международными представителями, даже если они и начнутся, могут лишь решить ряд отдельных вопросов и тем самым отчасти стабилизировать обстановку вокруг Ирана», -- полагает г-н Пикаев.

Впрочем, министр иностранных дел России Сергей Лавров по-прежнему убежден, что решение ядерной проблемы Ирана может быть найдено за столом переговоров. «Мы добиваемся в рамках предельно интенсивных контактов с Тегераном того, чтобы наши иранские коллеги все-таки отреагировали на призывы практически всего мирового сообщества и взяли паузу в своих работах по обогащению урана, чтобы позволить всем нам начать столь необходимые переговоры», -- заявил он на днях. «Мы убеждены, что нужно искать пути к возобновлению переговоров с Ираном», -- подчеркнул министр.

Сдержанность российской позиции связана с тем, что представление негативного доклада аль-Барадеи еще не означает автоматического ужесточения санкций против Ирана или принятия против Тегерана каких-либо иных мер воздействия. Документ еще будет обсуждаться на Совете управляющих МАГАТЭ и в Совбезе ООН. Заседание Совета управляющих намечено на 5 марта. А в Совбезе пока вообще не называют конкретных сроков.

Петр ИСКЕНДЕРОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Иране