|
|
N°223, 04 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всю власть -- временному правительству
Доноры Афганистана ждут, кому вручить деньги
Сегодня у Афганистана появится первое послевоенное правительство. Откладывать больше некуда. Завтра в Берлине соберутся западные доноры, которые намерены финансировать восстановление разрушенной страны. И если участники боннской конференции не объявят об исторической договоренности, спонсорам просто некому будет платить. А поскольку деньги победителям талибов нужны позарез, продвижение к компромиссу в последние дни и особенно часы резко ускорилось.
Чтобы уложиться в срок, переговорщики отложили на будущее вопрос о временном законодательном органе. Им займется Временный совет (шура) из 21 человека, который сформируют на конференции. В течение полугода шура подготовит проведение лойя джирги, высшего совета племенных старейшин. Согласовано решение и о создании Временной администрации Афганистана, которая будет состоять из 30 человек, среди них пять заместителей председателя, в том числе одна женщина, и 23 министра. Объединенный антиталибский фронт (ОАФ, Северный альянс) и «Римская группа» (сторонники экс-короля Захир Шаха) получат по шесть-семь портфелей, «Пешаварская группа» и «Кипрская инициатива» (два пуштунских объединения) -- по четыре-пять портфелей. В кулуарах резиденции Петерсберг обсуждают сенсационные слухи: пост министра обороны может получить не представитель ОАФ (ожидалось, что им станет преемник легендарного Ахмад Шаха Масуда генерал Фахим), а некто, не имеющий отношения ни к одной из представленных в Бонне групп. ОАФ получит пост министра иностранных дел (его сохранит нынешний министр Абдулло Абдулло), а МВД возглавит скорее всего представитель афганских шиитов-хазарейцев.
Глава временной администрации явно будет компромиссным. После того как министр Абдулло дал понять, что «северяне» не настаивают на своем лидере Бурхануддине Раббани, 87-летний экс-монарх в ответ отклонил предложение стать главой временной исполнительной власти.
«Обмен любезностями», судя по всему, стал возможен потому, что кандидатуру на пост главы администрации уже согласовали. Большинство наблюдателей уверены, что все четыре делегации одобрят в качестве «временного премьера» 64-летнего афганского узбека Абдул Саттар Сирата, одного из самых доверенных советников Захир Шаха, министра юстиции в его правительстве на рубеже 70-х годов. Последние 25 лет он вместе с королем провел в изгнании. Семья Сирата живет в Саудовской Аравии, где он был послом в последние годы королевского режима. Сират родом из провинции Саманган, при этом утверждают, что его мать приехала туда из Бухары. Окончив шариатский факультет Кабульского университета, Абдул Саттар Сират продолжал образование в Исламском университете «Азхар» в Каире, а затем учился в Лос-Анджелесе. Он не вызывает аллергии ни у кого из участников переговоров, крупнейшей делегации -- Северному альянсу, состоящему из этнических меньшинств, безусловно, импонирует, что Сират -- узбек.
Другим кандидатом на один из высших постов называют Хамида Карзаи, известного пуштунского лидера, участника сопротивления советской оккупации и талибам. Его еще до начала конференции активно поддерживали США и европейские страны.
По предложению ООН временная администрация будет функционировать полгода до созыва лойя джирги в качестве законного правительства. В Бонне с удовольствием цитируют слова популярного здесь главы делегации ОАФ Юнуса Кануни: «Мы хотим быть не героями войны, а героями созидания». Но еще большее внимание привлекают в Петерсберге афганские женщины (они представлены в делегации роялистов), и не только потому, что ходят с открытыми лицами. В глазах Запада хорошо образованные, свободно владеющие иностранными языками афганки, не растерявшие традиций своей страны в течение долгих лет изгнания, выглядят доказательством скорого возвращения Афганистана в лоно мировой цивилизации.
Дододжон АТОВУЛЛОЕВ, Бонн, Алексей СЛОБОДИН