|
|
N°222, 03 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«В Афганистане нет харизматического лидера»
Член политбюро запрещенного в Алжире Исламского фронта спасения Абдалла АНИС провел в Афганистане восемь лет -- с 1984 по 1992 год. Он воевал в Афганистане против советских войск и местных коммунистов. Там алжирец познакомился с саудовцем Усамой Бен Ладеном и его наставником -- палестинским шейхом Абдаллой Аззамом. Однако в отличие от большинства арабов Анис больше общался не с земляками, а с афганским лидером Ахмад Шахом Масудом, став его другом и советником. В интервью спецкору газеты «Время новостей» Елене СУПОНИНОЙ ветеран афганской войны поделился воспоминаниями и мыслями о будущем страны, где сражался много лет.
-- Смогут ли талибы развязать в Афганистане партизанскую войну? Глава Исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматиар считает это возможным.
-- Талибы проиграли по той же причине, по какой они победили пять лет назад. Почему в 1996 году никому не известные «исламские студенты» вошли в Кабул и взяли власть? Потому что тогда, как и сейчас, афганский народ не интересовался политическими играми. Люди устали, им было все равно, какая партия или национальность возглавит страну. Народ хотел спокойной жизни. Когда моджахеды, герои войны против советской оккупации, в 1992 году свергли ставленника русских Наджибуллу, казалось, что они наладят мирную жизнь. Но они не договорились между собой, и распри продолжались. И тут явились талибы. Их поддержали не из-за их идеологии, а потому что сначала они принесли стабильность. Они ее не сохранили -- и от них отвернулись. Теперь «Талибана» как движения нет. Да и те третьи силы, что поддерживали талибов, больше на них не поставят. Некоторые отряды могут на год-два скрыться в горах и совершать оттуда вылазки, пока их не разгромят. Но это только в том случае, если новое правительство принесет мир. Иначе его неизбежно постигнет участь «Талибана». А вместо «Талибана» возникнет другое такое же движение.
-- Почему моджахеды тогда разругались? И почему снова могут возникнуть распри?
-- Главная причина, как и сейчас, -- властолюбие. Второе -- вмешательство соседних государств, того же Пакистана, который помешал реальному лидеру Ахмад Шаху Масуду, убитому в этом сентябре, спокойно заняться обустройством страны. Третье -- в Афганистане множество народов и племен, которым трудно договориться между собой. Наконец, все афганские мужчины вооружены. Оружие в каждом доме -- большое препятствие для урегулирования.
-- Про афганские горы, где могут укрыться талибы и их союзники, чего только не пишут. Что там чуть ли не со средневековья пещеры и подземные туннели, где тот же Усама Бен Ладен может десятилетиями прятаться.
-- Это горная страна, где много пещер. Но никаких готовых туннелей там не было. Русским это хорошо известно. В мои времена моджахеды большинство укрытий в горах пробивали сами с помощью взрывчатки. Даже у Масуда, боевого лидера, было обычное укрытие размером с комнату. Когда советские наступали, мы уходили глубже в горы по перевалам, а не по подземельям, их просто не было. Журналисты преувеличивают. Что касается возможностей скрыться, то афганцы могут рассчитывать на помощь местного населения, а арабы, которых много среди соратников Усамы, все равно остаются в Афганистане чужаками. Иностранца легче предать и продать.
-- Почему вообще арабы остались в Афганистане после того, как помогли освободить страну от советских войск?
-- Почти все арабы, что воевали против СССР, из Афганистана уехали. Те, что там появились в последние годы, -- другое поколение. Кто воевал и тогда, и сейчас, как Усама, -- таких мало, десятки. Большинство ветеранов войны с русскими решили, что выполнили задачу: освободили мусульманскую страну от оккупантов. Я, например, уехал в 1992 году, когда моджахеды взяли Кабул. Почему в Афганистан приехали другие арабы -- вопрос, на который мне не хотелось бы отвечать. Но я не слышал, чтобы ведущие религиозные авторитеты рекомендовали такой приезд в Афганистан.
-- А как это происходило в ваши времена?
-- Когда советские войска вошли в Афганистан, все религиозные исламские авторитеты в Саудовской Аравии, Марокко, в других странах выступили с единодушным обращением (у нас оно называется фетвой) ко всем мусульманам: помочь братскому народу Афганистана. Многие откликнулись. Правительства мусульманских стран официально поддержали это. Саудовская Аравия давала 75-процентную скидку на авиабилеты для тех, кто добровольно летел в Пакистан, чтобы перебраться в Афганистан. Притоку в Афганистан арабов способствовал и египетский президент Анвар Садат, и сменивший его Хосни Мубарак. Египетский профсоюз врачей, а его контролирует организация «Братья-мусульмане», послал целую команду (тогда в Афганистан приехал египетский врач Айман Аз-Завахири, ныне правая рука Усамы. -- Ред.).
-- Арабы ехали ради денег?
-- Дело не в деньгах. Вы не понимаете, что что-то можно делать ради Бога, что есть духовные побуждения. У мусульман эти чувства сильны, они мечтали попасть в рай. Вы смеетесь над этим. А для нас это очень серьезно. Помню, как я прочитал в одном из журналов фетву с призывом отправиться в Афганистан. Я сразу понял: надо ехать. В Мекке я узнал в одном из паломников известного палестинского шейха Абдаллу Аззама, я видел его фотографию в газетах, где о нем писали как об известном проповеднике и лидере, бывающем в Афганистане. Подошел к нему, познакомились. Он дал свой номер телефона в Пакистане.
-- А с Усамой как вы познакомились?
-- Случайно, сразу после моего приезда в Афганистан в 1984 году мы встретились в доме шейха Аззама. Усама мне понравился: сдержанный, немногословный, но при этом чувствовалась огромная энергия. Хотя не сказал бы, что он производил уж какое-то особое впечатление. В деле мы не сталкивались. Я был на севере Афганистана, вместе с Масудом, а он -- южнее, ближе к Джелалабаду.
-- Машина шейха Аззама, в которой он был вместе с двумя сыновьями, взорвалась в пакистанском Пешаваре в 1989 году. Есть предположения, что его убийство организовал Усама. Ведь он тогда стремился к власти среди «афганских арабов» и завидовал лидерству Аззама.
-- Нет-нет, это клевета. Тайна убийства шейха Аззама не раскрыта, но я уверен, что это не Усама. Шейх Аззам был выдающийся учитель. После его убийства мы как осиротели. Это он в начале 1985 года организовал «Бюро по услугам» -- «Мактаб Аль-Хидамат». «Бюро» координировало поток арабов, приезжавших на помощь афганцам. До этого все было неорганизованно. У афганских моджахедов было аж семь исламских партий, и к какой примыкать -- неясно. С помощью «Бюро» арабы сплачивались. Оно координировало и благотворительность, ведь в мечетях по всему миру собирали пожертвования для афганцев. Усама потом стал самостоятельнее, отошел от «Бюро» и от тесных связей с шейхом Аззамом, в конце 80-х поползли слухи о его отдельной организации. Но отношения с шейхом он поддерживал, они были союзниками.
-- Вы долго работали с Масудом, которого многие в Афганистане боготворят до сих пор. Есть ли сейчас в Афганистане такие же крупные фигуры? Раббани, Дустум?
-- Большинство населения Афганистана -- пуштуны, представители которых чаще всего и возглавляют страну. Но у них нет харизматического лидера. Король Захир Шах на эту роль не годится. Да и вообще в Афганистане после гибели Масуда нет по-настоящему сильной фигуры. В последние годы те же пуштуны объединились вокруг движения «Талибан», но опять-таки не вокруг персоны, потому что и у талибов не было такого лидера. А Дустум и Раббани несопоставимы. Раббани -- ученый, глава исламского движения, боролся за народ еще с 70-х. Это мыслитель с собственной политической программой. А Дустум? То он был коммунистом, то наоборот. Дустум -- наймит, возглавлял вооруженные бригады и перекидывался от одного к другому. Кто больше платит, на того он и работает. Поэтому его русские и использовали. Он никто. У афганских коммунистов и то были сильнее личности. Но даже Раббани не равен Масуду по весу. Фахим, Абдулло, Кануни -- это лишь ученики Масуда. Масуд, хотя и таджик, мог объединить Афганистан. Заменить его может только коллективное правление. Афганцам надо объединиться. Всем.
Беседовала Елена СУПОНИНА