«Российские железные дороги» наконец получили в распоряжение свой опорный банк --
Транскредитбанк. Владимир Путин подписал указ о внесении в уставный капитал РЖД пакетов акций нескольких компаний, находящихся в федеральной собственности. В их числе оказался и 75-процентный пакет Транскредитбанка (ТКБ). Это должно значительно повысить стоимость банка, считают аналитики. Свои дивиденды получит и инвестбанк «КИТ-Финанс», под управлением которого находится 21% акций ТКБ.
Так закончилась четырехлетняя история приватизации Транскредитбанка, в ходе которой
многие частные инвесторы желали приобрести его. Как известно, в феврале 2003 года в рамках процесса выхода ГУПов из капитала банков Министерство путей сообщений передало Минимуществу 75% акций ТКБ, ранее принадлежавших госпредприятиям. Но в итоге «Транскред» достался госмонополии.
«Подписание указа завершает период неопределенности с приватизацией банка, который длился свыше двух лет», -- прокомментировал подписание указа президент Транскредитбанка Сергей Пушкин. Он ожидает, что формальности с передачей акций завершатся к середине этого года. «Указ окажет на бизнес банка позитивное влияние с самого начала. В частности, мы ожидаем в ближайшее время от международных рейтинговых агентств повышения рейтингов Транскредитбанка», -- добавил г-н Пушкин.
О проекте указа о передаче госпакета ТКБ в уставный капитал РЖД было известно еще осенью прошлого года. Тогда же миноритарий Транксредитбанка -- инвестбанк «КИТ-Финанс» -- фактически потерял надежду купить до 81% его акций, хотя уже получил разрешение Центробанка. Глава РЖД Владимир Якунин настаивал на передаче банка РЖД, пообещав в случае продажи его «на сторону» вывести из банка основной бизнес -- финансовые потоки госмонополии (Транскредитбанк -- расчетный банк РЖД). Но если сначала рассматривался вариант передачи акций банка РЖД в обмен на обязательство достроить железную дорогу Беркакит--Томмот--Якутск, то теперь механизм обмена изменился. Взамен «Росимущество» получит дополнительные акции РЖД. Коэффициент обмена акций будет определен после оценки бизнеса РЖД и всех вносимых в его капитал активов, сообщает Интерфакс.
Сейчас «КИТ-Финанс» остается миноритарным акционером ТКБ, владея 6% его акций и управляя 21% акций. Остальные акции, по мнению участников рынка, могут принадлежать менеджменту обоих банков и РЖД. Госпакет акций ТКБ оценивают в 3 млрд руб. Транскредитбанк был создан в 1992 году. По итогам 2006 года он занимал 24-е место в рейтинге «Интерфакс-ЦЭА» по активам (71,6 млрд руб.) и 20-е по прибыли (2,8 млрд руб.). Собственный капитал банка на 1 января составил 4,9 млрд руб. Банк -- участник системы страхования вкладов.
Аналитики полагают, что миноритарии только выиграют от передачи Транскредитбанка под контроль РЖД. Участники рынка отмечают, что у «КИТ-Финанса» серьезные связи с РЖД на уровне руководства, поэтому они всегда смогут договориться. В частности, гендиректор «КИТ-Финанса» Александр Винокуров и Федор Андреев, сейчас старший вице-президент -- директор по финансам РЖД, ранее занимали должности топ-менеджеров в Тверьуниверсалбанке и Балтонэксимбанке. На базе дочерней компании «Балтонэксимфинанс» была создана компания «Вэб-инвест.ру», которая позже стала основой группы «КИТ-Финанс».
Кроме того, судя по официальному комментарию самого «КИТ-Финанс», можно предположить, что банк не собирается расставаться в ближайшее время со своим пакетом ТКБ.
«Ситуация с передачей акций Транскредитбанка РЖД на пользу всем заинтересованным сторонам, что само по себе большая редкость. Для группы инвесторов, которых представляет «КИТ-Финанс», это важный шаг, который существенно увеличивает стоимость принадлежащих им акций и создает предпосылки для дальнейшего роста капитализации. Возможности банка, его перспективы с передачей госпакета глобально расширяются, поэтому мы можем только присоединиться к позитивным заявлениям руководства ТКБ», -- прокомментировала пресс-служба «КИТ-Финанса».
«Вряд ли «КИТ-Финансу» имеет смысл продавать акции ТКБ небольшими пакетами, -- соглашается аналитик инвестбанка «Ренессанс Капитал» Дмитрий Поляков, -- тем более что цена пакета вырастет, если РЖД, например, решит продать банк иностранному инвестору». Капитализация банка повысится и за счет развития его как универсального -- о таких планах не раз заявляло руководство банка. Правда, в этом случае значительное повышение стоимости банка -- вопрос длительного времени, считает эксперт. «У банка неплохая рентабельность, но пока основной его бизнес -- обслуживание РЖД, а для выхода на биржу или привлечения иностранного инвестора нужно провести диверсификацию бизнеса, избавиться от непрофильных активов», -- резюмирует г-н Поляков.
«Передача ТКБ в собственность РЖД однозначно увеличит стоимость банка (на 30% до конца года как минимум)», -- считает замгендиректора АКГ «Финэкспертиза» Агван Микаелян. По его словам, госмонополия проводит мощную концентрацию всех своих активов, чтобы привлечь инвесторов. В случае успеха все эти средства инвесторов пойдут через ТКБ, который получит свой доход. Соответственно вырастет в цене и пакет «КИТ-Финанса». «К тому же РЖД достаточно эффективный собственник, а сейчас его влияние на банк увеличится», -- резюмирует г-н Микаелян.
В уставный капитал ОАО "РЖД" будут внесены находящиеся в федеральной собственности 50% акций ОАО "Акционерная компания "Железные дороги Якутии", 75% акций Транскредитбанка, 100% минус одна акция ОАО «Газета "Гудок», 87,4% акций ОАО "Высокоскоростные магистрали".