На красноярском экономическом форуме обсудили, как наладить инвестиционное партнерство государства и бизнеса
Разговоры о государственно-частном партнерстве, которые ведутся и
властью, и крупным бизнесом не первый год, пока не привели к по-настоящему значимым проектам, где
государство и частный капитал действительно выступали бы равноправными и, главное, эффективными партнерами. На «круглом столе» «Законодательные аспекты государственно-частного партнерства», прошедшем в рамках IV красноярского экономического форума «Индустриальная основа развития России», участники "негосударственной части" партнерства обозначили ключевую, на их взгляд, проблему: несовершенство законодательства. И попросили государство активнее участвовать в инвестиционных проектах.
Открывая заседание «круглого стола», директор департамента инвестиционного развития Министерства экономического развития Светлана Ганеева напомнила, что государственно-частное партнерство в России в основном регулируется законом о концессиях и законом об инвестиционном фонде. При этом директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев рассказал, что, например,
в коммунальной сфере часто между участниками партнерства формально заключается договор об аренде с инвестиционными обязательствами, а не предназначенный для таких случаев договор концессии. «Дело в том, что договор об аренде лучше защищает частного оператора, и с ним не нужно проводить конкурс, -- пояснил г-н Сиваев. -- Причем конкурс невыгоден не потому, что существует большая конкуренция, а потому, что для него нужны специализированные разработки и оценки инвестпотребностей, которыми никто не занимается».
Главная проблема, по мнению эксперта, в отсутствии стандартных требований к инвестпроектам с оценкой рисков. Более того, в коммунальном и жилищном секторах очень нужна активная государственная поддержка, так как этот сектор, по словам Сергея Сиваева, для внешних инвесторов не привлекателен.
Желание формализовать критерии конкурса на инвестиционные проекты высказал и руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. Его желание вполне объяснимо: четыре из семи одобренных правительственной комиссией проектов для финансирования из инвестфонда связаны с дорогами (скоростная магистраль Москва--Санкт-Петербург, западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, новый выход на МКАД с федеральной трассы М1 и Орловский тоннель в Санкт-Петербурге). В апреле 2007 года по двум из них пройдут конкурсы.
Г-н Белозеров также указал и на принципиальные нестыковки закона о концессиях, ориентированного на общественные интересы, и закона об инвестиционном фонде, заботящемся о бизнесе. Чиновник посоветовал законодательно обеспечить бюджетные обязательства для внешних инвесторов: «У нас бюджетное планирование ограничено пятью годами, а дорожные проекты рассчитаны на 10--30 лет».
Заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов, говоря позднее, уже в Москве, о совершенствовании нормативно-правовой базы в этой области, по сути, согласился с участниками «круглого стола» в рамках красноярского форума. Он сообщил, что, несмотря на принятое постановление правительства «Об инвестиционном фонде», ставшее важным шагом в развитии механизмов государственно-частного партнерства, оно не способно решить задачи по обеспечению финансирования проектов, реализуемых на концессионной основе. Кроме того, определенные ограничения по финансированию инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства содержатся и в Бюджетном кодексе.
В отношении выбора приоритетов для использования средств инвестиционного фонда, г-н Андросов сообщил, что основной целью является создание новых производств. Замминистра согласился, что необходимо законодательно обеспечить возможность государства стимулировать привлечение частных инвестиций. Но не уточнил, как именно.