Борьба со злополучными вредными газами, вызывающими
парниковый эффект и
глобальное потепление, подчас принимает очень необычные формы. Одной из таких эксцентричных идей являются попытки... захоронить углекислый газ на большой глубине. На первый взгляд это кажется нереальным и бессмысленным, но первые проекты такого рода уже успешно работают. А 10 февраля вполне респектабельная Международная морская организация ООН сняла запрет на захоронение углекислого газа под дном океана. Теперь этот газ не рассматривается как мусор (топить в море отходы категорически запрещается).
В принципе такую схему уже несколько раз пытались реализовать на практике. Например, углекислый газ с 1996 года закачивается под землю норвежской нефтегазовой компанией Statoil на месторождении «Слейпнер». Это позволяет компании официально сокращать выбросы и уменьшать свою налоговую нагрузку. Но пока широкого развития эта практика не получила, в частности, из-за технической сложности таких проектов. Кроме того, часто коммерческие компании предпочитают выбрасывать парниковые газы в атмосферу, что проще, чем задумываться о создании подземных «газомогильников».
Бывают и экспериментальные проекты по захоронению углекислоты. Такую установку, как пишет New Scientist, строит в Южной Австралии Cooperative Research Centre for Greenhouse Gas Technologies. Здесь система по закачке углекислого газа не имеет никакого коммерческого значения: исследовательский центр просто старается создать надежную технологию. Испытатели хотят проверить, можно ли удержать смешанный с водой газ в известняковых пустотах на глубине 2100 метров и при этом избежать утечек. Любопытно, что углекислый газ при этом не забирается из атмосферы, а также выкачивается из-под земли: рядом с хранилищем расположен еще один подземный резервуар, откуда на поверхность поступает смесь метана и углекислого газа.
Главными критиками идеологии захоронения парниковых газов обычно выступают экологические организации. Часто выдвигается лежащий на поверхности довод о том, что в данном случае идет борьба не с болезнью, а с ее симптомами. Дескать, было бы гораздо разумнее не устраивать газовые захоронения, а сокращать выбросы парниковых газов. В этом, конечно, есть своя логика, но при этом надо помнить, что никаких «стандартных» процедур утилизации этого «атмосферного мусора» пока не существует. Есть, например, вполне «зеленая» идея о том, что для извлечения углекислоты из воздуха на Земле нужно массово сажать новые лесные массивы. Они должны заместить собой те боры, перелески и джунгли, которые были вырублены людьми за несколько тысяч лет существования цивилизации. Но это, пожалуй, не сможет стать панацеей от избытка углекислого газа.
Впрочем, есть высокая вероятность, что теперь над изобретением универсального и дешевого средства, которое смогло бы спасти планету от избытка оксида углерода, будут биться сотни и тысячи Кулибиных всего мира. Эта тема стала модной и денежной, на перегрев Земли обратили внимание и правительства, и крупные корпорации, и даже меценаты. Совсем недавно суперпремию в размере 25 млн долл.,
которые достанутся спасителю человечества от углекислого газа, учредил миллиардер Ричард Брэнсон. Впрочем, ни норвежский опыт, ни австралийский эксперимент не смогут претендовать на получение этой награды: все парниковые газы спрятать под землей явно не удастся.