Вчера в Киргизии появилась новая оппозиционная организация -- «Объединенный фронт «За достойное будущее Киргизстана». Ее создание не стало неожиданностью после того, как 14 февраля
о своем переходе в оппозицию заявил экс-премьер Феликс Кулов. Нетрудно предположить, что именно г-н
Кулов станет одним из лидеров фронта.
«Объединенный фронт» провозглашается как надпартийная структура, в которую могут войти организации гражданского и политического секторов, а также отдельные люди. По информации «Времени новостей», среди подписавших политическое заявление оппозиционного альянса -- Феликс Кулов, экс-спикер парламента Омурбек Текебаев, депутат Мелис Эшимканов и ряд его коллег.
Авторы заявления поставили неутешительный диагноз ситуации, складывающейся в Киргизии, -- «налицо восстановление порочной системы семейного управления». Приговор они вынесли соответствующий: «При таком
подходе у страны нет будущего. Она обречена двигаться по замкнутому порочному кругу, когда периодически происходит замена одной правящей «семьи» на другую. И это обстоятельство будет постоянно являться главным дестабилизирующим фактором, ставящим под угрозу целостность киргизской государственности».
«Безотлагательное реформирование системы надо начинать с головы, то есть с президентской власти», -- говорится в заявлении. Имя главы государства в тексте не называется. Однако в заявлении утверждается, что действия президента по принятию в конце 2006 года «конституции реванша», -- всего лишь через месяц после принятия «разумной и прогрессивной ноябрьской конституции» -- сделали страну посмешищем в глазах мирового сообщества».
«Объединенный фронт» рассматривает в качестве главной своей задачи «проведение подлинной конституционной реформы». Ее суть, в частности, в том, чтобы «не допустить узурпации власти одним лицом». Утверждается, что «инициатором и гарантом такой реформы должен стать досрочно избранный в ближайшее время президент Киргизской Республики». Это означает досрочное проведение президентских выборов, лишь после этого подразумевается проведение досрочных парламентских выборов. Но на каком основании можно провести досрочные выборы в рамках существующей конституции -- об этом в заявлении не сказано.
Если речь идет об импичменте, то при нынешнем пропрезидентском парламенте реализация этой процедуры нереальна. Логичнее было бы представить другую последовательность действий: сначала досрочные парламентские выборы, а уж затем -- президентские. Но такой порядок вряд ли устроил бы некоторых парламентариев, считающих себя оппозиционными, и оттолкнул бы их от присоединения к фронту -- ведь в этом случае они рисковали бы потерей депутатского мандата.