На Международной выставке и конференции по обороне IDEX-2007 прошла презентация новой российской фирмы -- ОАО «Тренажерные системы». Создана она была в августе прошлого года ведущими предприятиями России, занимающимися созданием технических средств обучения для Сухопутных войск. Новая фирма получила лицензию на разработку, производство, ремонт и модернизацию тренажеров.
Можно считать, что сделан шаг к созданию еще одного оборонного холдинга. Пока это скорее ассоциация предприятий. Два из них тульские.
Центральное конструкторское бюро аппаратостроения (ЦКБА), которое с 1970 года еще Министерством оборонной промышленности СССР было определено головной организацией, ответственной за разработку технических средств обучения. А Тульский завод точного машиностроения с 1969 года занимается серийным производством тренажеров для танковых, противотанковых, мотострелковых средств, зенитных комплексов войсковой ПВО, в том числе переносных.
Во вновь созданное сообщество вошли также два муромских предприятия. Специальное конструкторское бюро (СКБ) изготовляет тренажеры для бронетанковой техники -- БМП различных серий и всех танков. Производит тренажеры Муроммашзавод. Уже несколько лет тульские и муромские предприятия ведут разработку и производство экипажных тренажеров -- на одной платформе и механик-водитель, и наводчик, и командир. Если нужен тренаж целого танкового взвода, его экипажи рассаживаются сразу на три платформы. Причем модуль командира-наводчика разрабатывает и производит ЦКБА вместе с «Точмашем», затем поставляет в Муром, где делается динамическая платформа и модуль механика-водителя. В Муроме же делают экипажные тренажеры, в том числе для танкового взвода, для экипажей БМП-2, БМП-3 и боевой машины десанта БМД-4. Все тренажеры разработаны по заданию Министерства обороны России, приняты на вооружение и выпускаются серийно.
Учредителем нового ОАО «Тренажерные системы»
стала фирма «Кронштадт», больше известная своими вертолетными тренажерами, которые она показывает едва ли не на всех крупных выставках и поставляет в 80 стран мира. Кроме того, «Кронштадт» выпускает целую гамму морских тренажеров, например модуль командирской рубки. Особенно ценны программы «Кронштадта» по вертолетным тренажерам. Они пока являются лучшими в России.
Собственно, новой ассоциации, не скрывает генеральный директор ОАО «Тренажерные системы», доктор технических наук, профессор Владимир Лискин, в первую голову и нужны программы. В частности, система визуализации или трехмерного изображения местности, в основу которой положена цифровая карта местности, создаваемая военными топографами. Чтобы сегодня на старых тренажерах воспроизвести обстановку на местности площадью десять на десять километров, нужны десятки программистов и не один месяц работы. «Кронштадт» же по цифровой карте местности способен воспроизвести эту обстановку за час-полтора.
Шестая фирма, входящая в «Тренажерные системы», -- концерн «Витязь». Это головная организация, ответственная за техническое обслуживание и восстановление тренажеров ракетно-артиллерийского вооружения российской армии. Интересно, что именно здесь, в Абу-Даби, начальники Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) генерал-полковник Николай Свертилов и Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба (ГОМУ) генерал-полковник Василий Смирнов решили проблему восстановления имеющихся в армии тренажерных средств, поскольку на закупки новых денег недостаточно. Метод простой -- бригады «Витязя» поедут по воинским частям, восстанавливая, модернизируя технику, которой часто по 20--25 лет, ставя ее на гарантию. И армия за сравнительно небольшие деньги получит вполне современные компьютерные тренажеры.
Есть предприятия, выпускающие тренажеры, и в структуре самого военного ведомства. Есть даже специальное управление разработки учебного полигонного оборудования. По данным из аппарата заместителя министра обороны по вооружению генерала Алексея Московского, 76 фирм занимаются тренажерами и работают на Минобороны. Беда в том, что уровень этих фирм сильно различается. Бывает и так, что у фирмы ни истории, ни самого производства, а есть люди, которые заказывают тренажеры и затем их поставляют. Так или иначе, тренажеры делают и военные предприятия Минобороны, и промышленность. Правда, сейчас из этих предприятий Министерства обороны делают ФГУПы, чтобы затем их акционировать. Однако номенклатура выпускаемой продукции очень велика, многие тренажеры между собой никак не стыкуются.
У одного покупателя собирается целая гамма тренажеров: для подготовки специалистов как таковых, полевой подготовки, первоначальной, контроля уровня обученности, контроля работы экипажа при боевых пусках и т.д. Эксплуатация этого нагромождения тренажеров очень сложна. Запасные части, приборы -- все разное. И получается, что на один комплекс оружия есть множество учебных средств, которые между собой не стыкуются. Есть набор средств, но нет системы этих средств.
Однако за всю историю СССР и России ни разу не было заявлено, что организуется направление работ по технически средствам обучения. И главный смысл, сверхидея «Тренажерных систем» -- совместить всю эту массу техники, сделать тренажеры компактными и экономичными. На каждый комплекс новая структура будет предлагать систему средств. Примеры для подражания есть -- в США в одном учебном центре можно проводить батальонные учения в наступлении и обороне. У нас с помощью технологий фирмы «Кронштадт» можно легко создать район 50 на 50 километров. Каждый член экипажа станет «воевать», будто находясь на реальной местности. Перейти к системе вынуждает и то обстоятельство, что зарубежные заказчики сегодня уже не покупают российскую технику без тренажеров. Наши пошли дальше: аппаратура ОАО «Тренажерные системы» позволяет состыковаться даже с аналогичной техникой НАТО.
Новая структура создается под крылом госпосредника в торговле оружием -- «Рособоронэкспорта». Фирма структурно не входит в «Рособоронэкспорт», хотя в ее совете директоров есть представитель госпосредника. В департаменте анализа и планирования «Рособоронэкспорта» есть тренажерный отдел, который занимается продвижением технических средств обучения для всей военной техники. Продукция поставляется в 40 стран мира. Уже есть заявки и на системы тренажеров.