|
|
N°222, 03 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Им не страшен криминал
Нефтяные гиганты ринулись на бензиновый рынок Питера
Крупные российские нефтекомпании начали экспансию на рынок Санкт-Петербурга. Первой успеха добилась «Славнефть»: в конце прошлой недели она стала вторым игроком на этом рынке, заключив договор франчайзинга с местным оператором -- компанией «Фаэтон». К Питеру все пристальней присматриваются ЛУКОЙЛ, «Сибнефть», ТНК и «Татнефть». А уже присутствующие там «Сургутнефтегаз» и «Башнефть» размышляют, как расширить сеть АЗС. ЛУКОЙЛ ведет переговоры о приобретении десяти участков под строительство АЗС, а «Татнефть» задумала иметь заправочные комплексы через каждые 30--50 км на направлении Санкт-Петербург--Москва--Казань.
При этом абсолютно во всех компаниях вторую столицу называют сложным регионом. Как известно, были убиты руководители местных бензиновых операторов Neste и «Балт-трейд», да и только пришедшая на этот рынок «Славнефть» уже несколько раз пострадала от криминала. В августе нескольких бомжей наняли за 200 рублей добавлять смолу в цистерны с бензином компании, причем нанимателей так и не нашли. А на прошлой неделе на одной из АЗС нашли взрывное устройство мощностью почти 1,5 кг тротила. ЧП удалось предотвратить.
Передел бензинового рынка во второй столице не остается без внимания налоговых органов, периодически устраивающих маски-шоу. Вице-президент «Славнефти» Андрей Шторх говорит, что как только его компания начала переговоры с питерской компанией «Линос», которая владеет 15 АЗС, к последней тут же пришли полицейские. Подписание договора о франчайзинге пришлось перенести. Похожая история произошла на прошлой неделе во время подписания документов с фирмой «Фаэтон» (35 АЗС). Налоговики отобрали печать, в результате чего часть документов не была подписана.
И все же, отмечают эксперты, криминализация бензинового рынка Петербурга начала снижаться. Местные операторы заинтересованы в брендах крупных компаний (водители им больше доверяют), а компаниям выгодно развивать сбытовую сеть внутри страны. Так начала «Славнефть», не исключено, что за ней последует и «Сибнефть»: ей необходим рынок сбыта бензина А-98, который она недавно стала производить на Омском НПЗ. «Этот бензин предназначен в основном для столиц, так как там владельцы иномарок в состоянии за него платить», -- говорит пресс-секретарь «Сибнефти» Алексей Фирсов. ЛУКОЙЛ, который намерен развивать переработку на «НОРСИ-ойл», также будет заинтересован в сбыте продукции в северной столице, говорит пресс-секретарь компании Дмитрий Долгов. А ТНК всегда славилась умением захватывать рынки, тем более что принадлежащий ей Рязанский НПЗ расположен относительно недалеко от Питера.
Таким образом, в более выгодном положении окажется та компания, которая успеет поскорее договориться с местными операторами и построить собственные АЗС. При этом немалую роль будет играть расстояние от Питера до нефтеперерабатывающего завода. Здесь все карты в руки «Сургутнефтегазу» с его мощностями в Киришах, но, как говорит пресс-секретарь компании Раиса Ходченко, глобальных планов в этом направлении нет. «Сургутнефтегаз» в следующем году по плану намерен построить 50 АЗС, и сколько из них будет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области -- покажут расчеты. В любом случае, говорит она, история повторяется: несколько лет назад нефтяные гиганты уже заявляли о своих планах прийти на питерский рынок, но пока это ни у кого не получилось.
Николай ГОРЕЛОВ