|
|
N°27, 15 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большие Усы Total
Крупнейшую энергокомпанию Франции возглавил Кристоф де Маржери
Во французской нефтегазовой компании Total произошла смена власти. Со вчерашнего дня ее президентом является Кристоф де Маржери, он был вице-президентом по разведке и добыче, а также являлся куратором российских проектов Total. Совет директоров компании остановил свой выбор на г-не Маржери, несмотря на то что в конце прошлого года он провел несколько часов под стражей -- правосудие обвиняло его в «злоупотреблениях при госзакупках» и «соучастии коррупции иностранных госслужащих». Речь идет о том, что в конце 1990-х годов Total якобы давала взятки иностранным компаниям (под видом комиссионных) для получения выгодных контрактов по закупке иракской нефти в обход программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие».
Тьерри Демаре, руководивший компанией с 1995 года, заявил: «Кристоф де Маржери работает в Total больше чем 30 лет. Мы вместе строили компанию мирового класса, обеспеченную богатой культурой и сильными амбициями. Я знаю, что Кристоф продолжит развивать Total, учитывая интересы наших служащих и акционеров». Г-н де Маржери, которого прозвали Большие Усы, хорошо известен на мировой нефтяной арене как опытный дипломат. Отшучиваясь по поводу контраста в стиле по сравнению со своим предшественником, он сказал журналистам: «Прекрасные усы не делают вас более умным или открытым».
Новый глава компании долгое время руководил проектами на Ближнем Востоке, и именно поэтому он стал одним из фигурантов расследования исполнения программы «Нефть в обмен на продовольствие», которое проводит судья французской полиции Филипп Курруа. Total подозревалась в том, что, действуя через швейцарскую компанию Telliac предпринимателя Жана Кайле, выплачивала ей комиссионные, которые на самом деле являлись взятками для режима Саддама Хусейна. Один из бывших сотрудников нефтяной компании утверждал, что в конце 1990-х годов Total нуждалась в иракской нефти, так как ее заводы были недозагружены, а потому якобы и создала коррупционную систему, вознаграждая многочисленных посредников. Впрочем, вина г-на де Маржери пока не доказана, и его адвокаты уверяют, что «речь идет о безосновательных документах». Сам он вчера заявил, что совершенно не обеспокоен исходом разбирательства.
Г-н де Маржери несколько раз был в Москве, и именно он вел переговоры о вхождении Total в проект разработки Штокмановского месторождения в 2004 году, когда «Газпром» планировал привлекать в него иностранных инвесторов. В прошлом году он призывал не связывать проблемы на Харьягинском нефтяном месторождении в Ненецком АО, где Total является оператором проекта и владеет 50-процентной долей (компания не смогла обеспечить ранее заявленные объемы добычи, в связи с чем последовали многочисленные проверки и угрозы), с шансами стать партнером «Газпрома» на «Штокмане». «Много аспектов мешает Total войти в Штокмановский проект, -- заявлял он журналистам. -- Но есть и много шансов, которые позволят сделать это. И возможные проблемы на «Харьяге», о которых говорит Минприроды, никак не должны влиять на решение о партнерстве по разработке Штокмановского месторождения. Я уверяю вас, что на уровне "Газпрома" этот вопрос не поднимался, концерн никогда не говорил нам о том, что у нас существуют проблемы на Харьягинском месторождении и что это плохо. Я думаю, "Газпром" знает, что делает в области добычи газа». Вчера же новый глава Total заявил, что компания по-прежнему надеется участвовать в крупных долгосрочных российских энергопроектах, таких как Штокмановский, «на приемлемых условиях».
В то же время критика в адрес Харьягинского месторождения, как говорил ранее г-н де Маржери, является политическим аспектом. Проекты СРП относятся к ведению Минпромэнерго, а не Минприроды, выставляющему претензии: "И когда министр (судя по всему, имеется в виду глава Минприроды Юрий Трутнев. -- Ред.) говорит: давайте, разрабатывайте этот пласт, увеличивайте добычу нефти, -- он не понимает, что это пласт, и его политическими заявлениями не заставишь быть другим (менее сложным. -- Ред.)... Мы, конечно, уважаем интересы России, но скоропалительных решений и высказываний быть не должно". Тotal, по словам г-на де Маржери, реализует в России сложное Харьягинское месторождение, в то время как российские компании до сих пор предпочитали работать с легкодобываемой нефтью. "Если у Shell (которая была основным акционером проекта "Сахалин-2". -- Ред.) на Сахалине сложности, то это не значит, что компания некомпетентна», -- утверждал он в июне.
Г-н де Маржери указывал в прошлом году, что Россия не должна становиться на путь «энергетического национализма» -- под этим он подразумевал увеличение доли государства в проектах, реализуемых на условиях СРП, до контрольной. Обосновывал он это тем, что России весьма необходим обмен опытом с зарубежными коллегами: "Люди, которые верят в свою непогрешимость, теряют квалификацию". Страны СНГ, по его мнению, "должны предоставить возможность иностранным компаниям работать в совместных предприятиях". Сахалинский проект, следуя терминологии главы Total, уже националистический. Учитывая, что всего проектов СРП в России три и в «Сахалине-1» присутствует государственная «Роснефть», следующим в этом процессе должен стать как раз Харьягинский. Пока процесс его «национализации» идет ни шатко ни валко. Однако в Ненецкой нефтяной компании, которая владеет 10-процентной долей в нем, уже присутствует менеджмент, близкий к государственной «Зарубежнефти», а ненецкие власти утверждают, что были бы не против увеличения доли ННК в Харьягинском проекте.
Проблемы у Total возникают и в родной Франции. Кандидат в президенты страны от Социалистической партии Сеголен Руаяль призывает ввести налог на сверхприбыль, полученную от добычи и продажи нефти. «Есть необходимость переговоров с Total, которая инвестирует (крайне небольшую. -- Ред.) часть своей прибыли в возобновляемую энергию, представляющую собой источник энергии будущего», -- заявил Reuters советник г-жи Руаяль по вопросам окружающей среды Бруно Ребель. По экспертным оценкам, для компании речь идет о дополнительном налоге в 1 млрд евро в год. Кроме того, в минувший понедельник начался судебный процесс в связи с катастрофой в 1999 году танкера «Эрика», затонувшего недалеко от Британских островов. Total оказалась в числе 15 организаций, которым были выдвинуты обвинения по этому делу. Вчера компания в очередной раз заявила, что, будучи заказчиком чартера, не несет никакой ответственности за его сохранность.
Николай ГОРЕЛОВ, Денис УВАРОВ