|
|
N°27, 15 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бракованный закон
Президент Эстонии вступился за «бронзового солдата»
Сегодня в парламенте Эстонии пройдет третье, окончательное чтение законопроекта «О сносе запрещенных сооружений». Документ обязывает эстонское правительство в 30-дневный срок после вступления закона в силу демонтировать стоящий в центре Таллина на площади Тынисмяги бронзовый монумент советскому Воину-освободителю. Учитывая расклад сил в парламенте, не приходится сомневаться, что большинство депутатов выскажутся за ликвидацию памятника.
Однако вчера сторонники сохранения монумента неожиданно получили поддержку первого лица государства. Пресс-служба эстонского президента Тоомаса Хендрика Ильвеса распространила заявление, в котором говорится, что в тексте законопроекта «есть несколько видимых противоречий с конституцией». Президент подчеркнул, что он не может «диктовать депутатам, как вести себя при заключительном голосовании», однако вместе с тем выразил надежду, что «последние дни работы этого созыва не будут омрачены юридическим браком». Согласно конституции Эстонии документ вступит в силу после его подписания президентом и опубликования в «Государственном вестнике».
Президента Эстонии поддержал его литовский коллега. В ходе визита в США президент Валдас Адамкус заявил, что «нужно оставить памятник на месте и продолжать двигаться вперед, а не оглядываться назад и создавать совершенно ненужные проблемы». «Во времена СССР существовала система, в которую мы были вовлечены под давлением, но это исторический факт, который следует признать», -- считает он. Президент Литвы также заявил, что в его стране «перенос или разрушение памятников невозможны»: «У нас очень много монументов, и никто не говорит о необходимости убрать их».
«Говоря о конституционных противоречиях в связи с переносом памятника, президент Эстонии обрисовал ситуацию весьма мягко», -- заявил в беседе с «Временем новостей» независимый эстонский журналист и писатель Михаил Петров. По его словам, «ликвидация памятника на площади Тынисмяги будет означать осквернение находящейся там братской могилы советских военнослужащих». Г-н Петров сообщил, что он проводил исследования в эстонских архивах, и, по имеющим у него данным, «на Тынисмяги похоронено от 11 до 13 человек». По его словам, это подтверждается, в частности, свидетельством эстонского архитектора Арнольда Аласа, по проекту которого был создан Воин-освободитель. Как сообщил собеседник «Времени новостей», «когда г-н Алас вернулся в Таллин после освобождения Эстонии Красной армией в 1944 году, на Тынисмяги находилась свежая могила, увенчанная фанерным щитом со звездой». Так что, по словам Михаила Петрова, утверждения эстонского премьера о том, что на Тынисмяги нет никаких захоронений, «по меньшей мере странные».
Впрочем, вчера глава эстонского правительства Андрус Ансип косвенно признал, что власти страны одновременно с переносом памятника планируют перезахоронить и человеческие останки. По его словам, уже существующий в стране закон «О защите воинских захоронений» «дает возможность перезахоронить останки в более подходящих местах, на кладбище». «Когда на могилах топчутся, устраивают митинги, распивают алкогольные напитки, ждут троллейбуса, то нельзя говорить об уважении к павшим», -- в очередной раз заявил, защищая закон, г-н Ансип.
Петр ИСКЕНДЕРОВ