Время новостей
     N°27, 15 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.02.2007
Трехпроцентный обмен
Министерство финансов постарается отбить новую атаку на НДС
Вопреки постоянным заверениям Министерства финансов о том, что проблема налога на добавленную стоимость «несколько раздута» и что снижать налоговую нагрузку на экономику в принципе дальше некуда, не исключено, что правительство все же вернется к вопросу снижения ставки этого налога в среднесрочной перспективе -- естественно, уже после президентских выборов. Министр финансов Алексей Кудрин не исключил, что с 2009 или 2010 года НДС может быть снижен с 18 до 15%, но взамен потребовал рассмотреть вопрос о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых. Так что без боя финансовое ведомство в вопросе снижения НДС явно не сдастся.

Теперь ответный шаг за премьером и функционерами кремлевской администрации. Ранее единственным ответом Минфина на требование премьера Михаила Фрадкова рассчитать последствия снижения НДС (аппарат правительства предлагал снижение ставки этого налога с 18 до 13%) были доклады о том, что снижение ставки не окажет существенного влияния на экономический рост и лишь стимулирует инфляцию. Тема вновь всплыла после встречи представителей Российского союза промышленников и предпринимателей с президентом в Кремле на прошлой неделе -- тогда глава РСПП Александр Шохин предложил снизить НДС до 10%.

Проект основных направлений налоговой политики на 2008--2010 годы финансовое ведомство уже подготовило и 1 марта должно представить на рассмотрение правительства. При том что в первоначальном варианте документа основное внимание уделено отнюдь не НДС, а введению новых инструментов контроля за трансфертным ценообразованием и борьбе с офшорами, сейчас концепция, судя по всему, поменялась.

По поручению премьер-министра Михаила Фрадкова за три последних года на обсуждение правительства было представлено не менее пяти вариантов всевозможных конструкций реформы НДС, включая такие не воплотившиеся в жизнь идеи, как «спецсчета» для плательщиков НДС, унификация ставки налога и радикальное его снижение до 13%. Тем не менее именно при премьерстве г-на Фрадкова был установлен заявительный порядок возмещения НДС и вступил в силу ускоренный зачет НДС по капитальным вложениям. Идея дальнейшего снижения ставки НДС также периодически возникала, однако каждый раз оказывалась отвергнутой ради более локальных изменений.

Как недавно поясняли в Минфине, манипуляции со ставкой НДС совсем не то, что может серьезно облегчить жизнь бизнесу, но с большой долей вероятности создаст дыру в бюджете. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов, курирующий налоговую политику, постоянно твердит, что если с собираемостью НДС и есть проблемы, то связаны они не с массовыми махинациями плательщиков, а с теми новациями в законодательстве, которые делают порядок возмещения НДС с каждым годом все более либеральным. А также с соответствующим увеличением объема средств, предъявляемых к возмещению.

Неделю назад (еще до встречи президента с представителями РСПП) источник в Минфине вовсе назвал проблему НДС немного раздутой и предположил, что до 2010 года вопрос о реформе этого налога вряд ли станет актуальным.

Однако в минувший вторник на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам министр финансов Алексей Кудрин не исключил, что решение о снижении ставки НДС до 15% может быть принято, правда, при условии, что будут найдены иные источники пополнения бюджета, к примеру, в виде повышенных ставок налога на добычу полезных ископаемых. Возможности же "механического" снижения налоговой нагрузки на экономику за счет снижения налоговых ставок представляются министру «практически исчерпанными».

Столь ясно сформулированной версии возможного снижения налога на добавленную стоимость министр Кудрин, пожалуй, на обсуждение кабинета министров еще не представлял. С одной стороны, такая идея наверняка может быть поддержана по соображениям перераспределения налогового бремени на наиболее высокодоходную отрасль. С другой стороны, многие эксперты говорят, что нынешний уровень налогообложения нефтяной отрасли уже близок к предельному.

«Подобная «рокировка» в налогах весьма разумна, учитывая, что практически все полезные ископаемые реализуются сегодня с очень хорошей рентабельностью. И дополнительные несколько процентов налогов при существующем ныне огромном уровне налоговой нагрузки не повлияют ни на деловую активность отрасли, ни на приток инвестиций в нефтегазовую сферу. Опасаться того, что через несколько лет цены на нефть рухнут и ставки НДПИ придется снова понизить, не стоит. Вероятность возвращения низких цен практически равно нулю: потребление энергоносителей возросло, ресурсы сокращаются, и рентабельность добывающих отраслей ближайшие пять--десять лет гарантирована», -- считает заместитель генерального директора АКГ «Финэкспертиза» Агван Микаелян. "Можно было бы предложить более хитрый вариант реформы, -- поясняет он. -- Часть НДС перечислять в бюджет, а часть разрешить эффективному собственнику использовать в целях инвествложений, то есть позволить пользоваться своими доходами не опосредованно через бюджет, а сразу".

«Выгода от такой затеи не бесспорна, -- полагает Валерий Гуща, партнер компании «Джон Тайнер и партнеры», -- бюджет от перемены мест слагаемых разницы не почувствует, предприятия, уплачивающие НДС по ставке 10%, тоже». Независимо от того, будет ли реализована затея со снижением ставки НДС, аналитики уверены в том, что эта тема еще долго не будет обделена вниманием правительства.

«В теории классической экономики снижение НДС является одним из рычагов влияния государства на стимулирование спроса. Одной из составляющей этой формулы являются государственные инвестиции в экономику и реализация преференций, в том числе налоговых льгот. Предполагается, что дополнительные деньги, оставленные экономике, стимулируют спрос», -- поясняет г-н Микаелян. Правда, учитывая, что солидная доля экономики сегодня все еще находится в тени, прямое влияние государства на экономический рост через налоги, в том числе НДС, пока не очевидно, уверен эксперт. Остается только полагать, что через какое-то время налоги будут уплачивать в полном объеме и все без исключения, и такие преференции достигнут своей цели.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа