Вчера в Бишкеке экс-премьер Киргизии
Феликс Кулов заявил о своем переходе в оппозицию к действующей в стране власти -- как и предсказывала газета «Время новостей» 14 февраля. Вчера же, но уже в Москве, решение Кулова поддержал экс-президент Киргизии Аскар Акаев. Но обо всем по порядку.
Выступление Феликса Кулова в бишкекском отеле «Ак-Кеме» стало, пожалуй, главным событием зимнего политического сезона в Киргизии. Окончания трехнедельной паузы, которую он взял после своей отставки с поста премьера, ожидали с нетерпением и даже с напряжением. После бегства из страны 24 марта 2005 года Аскара Акаева действующих политиков с таким опытом работы и харизмой в Киргизии уже не осталось. Достаточно вспомнить, сколько постов и занятий сменил 58-летний Кулов начиная с конца 1980-х годов -- министр МВД, вице-президент республики (первый и пока последний в ее истории), губернатор Чуйской области, глава службы нацбезопасности, мэр Бишкека, заключенный, премьер-министр. Легко увидеть, что в этом списке нет пока только президентской должности. Однако после вчерашнего выступления г-на Кулова в Киргизии открыто заговорили о его дальнем прицеле на 2010 год, когда в стране должны состояться очередные президентские выборы.
...Перед тем как сделать заявление, Феликс Кулов слегка волновался, переминаясь с ноги на ногу у трибуны с микрофоном, перед которой уже выстроилась армада журналистов. «Буду предельно откровенен, большого желания разгребать грязь в политике у меня не было и нет. Но в сложившейся ситуации вопрос не в том, хочу или не хочу, могу или не могу, -- сказал Кулов, -- я попросту вынужден и обязан бороться с теми реальными угрозами, которые, если им реально не противостоять, могут привести страну к катастрофе». Прочитанный текст был достаточно пространным. Кулов не стал скрывать имя главного политического персонажа, которого он считает виновным в своем отстранении от власти, -- это президент Курманбек Бакиев, вместе с которым в мае 2005 года он образовал политический тандем.
«Мне неоднократно говорили и предупреждали, что мой партнер по тандему ждет удобного случая, чтобы избавиться от меня, -- говорил Кулов. -- Но я старался не думать об этом, тем более что для меня такие понятия, как мужское слово, слово чести, -- это не пустой звук и не какой-то тактический ход в политической борьбе». Экс-премьер откровенно напомнил главе государства, что именно голосами сторонников Кулова была обеспечена победа тандема на выборах 2005 года, приведшая Бакиева в президентское кресло. Г-н Кулов извинился перед ними за то, что «не оправдал в полной мере их надежд» и «не всегда успешно противостоял набиравшей силу порочной схеме управления, которая подминала под себя все».
Экс-премьер назвал и основные черты этой системы управления страной. Это «захват определенной кучкой лиц чужой, в том числе и государственной, собственности, разделение людей по региональному признаку, переход под контроль людей, приближенных к одной семье, большинства телеканалов», а также начавшиеся преследования людей, не согласных с «руководящей линией». И, наконец, Кулов сообщил о полученной им информации о готовящихся покушениях на людей из его окружения. Он заявил о своем решении «возглавить разрозненные, но близкие по духу общественно-политические силы, стремящиеся к кардинальным позитивным переменам». После чего объявил себя «противником того, против чего выступают все порядочные люди».
Экс-президент Киргизии Аскар Акаев, выступавший вчера в дискуссии в Московском центре Карнеги, назвал переход Кулова в оппозицию шагом «ответственного и мужественного политика». Он надеется, что экс-премьер сможет предупредить выход людей на улицы этой весной, способный привести к новому штурму бишкекского Белого дома, подобного тому, что был два года назад в дни «тюльпановой революции». Впрочем, полагает г-н Акаев, если бы Кулов сделал этот шаг в ноябре 2006 года, когда оппозиция проводила мощные митинги в Бишкеке, требуя отставки президента Бакиева (как, впрочем, и самого Кулова), то он «был бы сегодня уже не лидером оппозиции, а лидером нации».
Профессор МГУ Акаев (так он себя вчера представлял) рассказал, что теперь он полностью дистанцировался от политики и занимается чистой наукой. Экс-президент извлекает уроки из 15-летнего периода своего правления (1990--2005) -- по аналогии с французской историей он назвал его временем «первой республики» в Киргизии. Отвечая на вопрос «Времени новостей», г-н Акаев, кажется, впервые признал одну из главных своих ошибок, сделанных в те годы: устранение выборов в парламент по спискам политических партий, что привело к свертыванию реального политического процесса в стране. Профессор МГУ сообщил, что, выйдя на пенсию, собирается написать книгу под названием «Мои ошибки». Насколько объемной может получиться эта монография, он не сказал.