Иностранным автоконцернам, которые приходят в Россию для организации сборочного производства, нужно всерьез задуматься о кадровой политике и воспитании лояльных рабочих.
Поучиться они могут на ошибках компании Ford, которая не смогла договориться с автосборщиками на своем заводе в Ленинградской области и терпит теперь убытки, как минимум 4--5 млн долл. в сутки, из-за начавшейся забастовки. Причем это без учета расходов на импорт автомобилей в Россию. Американский концерн решил ввезти из Европы 2300 готовых Ford Focus: как известно, завод во Всеволожске не может удовлетворить внутренний спрос, в автосалонах очередь за «фокусами» на несколько месяцев (первая партия в 1700 автомобилей поступит уже на этой неделе). 2300 машин -- это неделя работы завода во Всеволожске.
Между тем
Toyota, которая уже строит свое предприятие, и Nissan, который в апреле начнет возводить заводские корпуса в Петербурге, наоборот, собираются экспортировать свои автомобили отсюда в Европу. Эти планы могут реализоваться только в том случае, если рабочим будут платить большую зарплату, а условия труда устроят профсоюз. Зарубежные автокомпании ищут квалифицированных рабочих и инженеров от Калининграда до Находки. Но кадров, способных работать на современном машиностроительном заводе, в России не хватает, поэтому автопроизводителю остается либо страдать от забастовок, либо выполнять требования бастующих, потому что других рабочих найти негде. Тем временем растет очередь за иномарками в автосалонах.
Ровно в полночь со вторника на среду автозавод во Всеволожске, который в этом году готовится выпустить 75 тыс. «фокусов», был полностью остановлен. Причина -- низкая зарплата, а также длинный перечень социальных требований, который был выдвинут профкомом администрации предприятия. Лидеры «тред-юнионов» понимают, что менеджеры западной компании не будут бороться со смутьянами привычными в России методами -- увольнением, препровождением в кутузку на несколько дней для раздумий или, наконец, встречей в темном переулке. Рабочих Ford не устраивает то, как им предоставляют отпуск, что не дают возможности самим выбирать график ночных и дополнительных смен, что трудиться приходится в выходные, а зарплату не индексируют.
Руководство российского подразделения компании до последнего не верило в то, что завод остановится, ведь далеко не все рабочие поддерживают забастовку. Раньше (противостояние профкома и администрации завода длится давно) никогда не доходило до остановки конвейера -- каждый раз автосборщики ограничивались часовой или «итальянской» забастовкой, отказываясь от сверхнормативных работ. Но непосредственно перед часом Х состоялось собрание трудового коллектива, на котором, как говорит глава профсоюза Алексей Этманов, лишь 20 человек отвергли стачку, а поддержали ее все остальные -- более 1000 рабочих. Их не остановило и то, что практически одновременно с собранием Ленинградский областной суд признал трудовую акцию незаконной. Именно на этом судебном решении сейчас строят свои аргументы менеджеры завода, убеждая людей вернуться к конвейеру. Однако у профкома есть чем крыть: г-н Этманов утверждает, что решение суда не является окончательным, не вступило в законную силу и будет обжаловано. «В среду рабочие обсуждали, что делать дальше. Но большинство призывали продолжить бастовать, пока требования не удовлетворят», -- говорит Этманов.
Но администрация завода была настроена решительно. Российский пресс-секретарь Ford Motors Екатерина Кулиненко объяснила, что на прошлой неделе менеджмент уже предложил стачкому увеличить зарплату в среднем на 14--20% и новых инициатив не будет: «Это было финальное предложение, и больше мы не будем ничего предлагать». Администрация представила рабочим и свой проект нового коллективного договора, где предусмотрены новые формы социальной политики. Но г-н Этманов и его соратники по борьбе считают предложения менеджмента со всеми льготами, денежными выплатами и возможностями беспроцентных ссуд «полумерами» и настаивают на выполнении своих требований. В противном случае, обещает стачком, Ford каждые сутки не будет получать 300 единиц продукции -- именно столько завод производит в день. Начальная цена автомобиля в минимальной комплектации - 11 720 долл., но есть модели и значительно дороже. Таким образом, в день завод недополучает 4--5 млн долл., впрочем, экономя на выполнении требований профкома.
Вчера вечером конфликтная ситуация должна была разрешиться. К моменту подписания этого номера «Времени новостей» собрание рабочих еще продолжалось. Обсуждался вопрос о том, чтобы возобновить работу в полночь, а сегодня начать переговоры с руководством предприятия.
Ford в России в последние годы не везет. Вначале ее преследовали налоговые органы, заставляя вернуть в бюджет те самые льготы, которые компания получила от правительства Ленобласти и которые стали одним из важных аргументов в пользу размещения здесь сборочного производства. Компании удалось отбить эти нападки в суде. Затем в дело вмешалась таможня: в мае прошлого года она обнаружила, что Ford не выполнил требования по локализации производства, и прекратила поставки беспошлинных комплектующих. Завод некоторое время стоял и не отгружал автомобили дилерам, после чего сумел договориться с Минэкономразвития и подписал соглашение о работе в режиме промышленной сборки -- это дало передышку для поиска местных производителей компонентов.
Между тем в петербургском метро вовсю звучит реклама «Работай на заводе Toyota!». И это серьезный аргумент в пользу бастующих, а также повод для администрации завода Ford задуматься: ведь если вчера его работникам пойти было некуда, то сегодня выбор уже есть. В город приходят Nissan, General Motors и, возможно, Mitsubishi. И совсем скоро ситуация сложится так, что не заводы будут выбирать себе работников, а квалифицированные рабочие и инженеры смогут подбирать себе ту компанию, где больше платят и лучше «социальный пакет».