|
|
N°27, 15 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Здесь в тиши
«Высокая нота» в Музеях Кремля
Музеи Московского Кремля вслед за ГМИИ им. Пушкина и Третьяковской галереей разработали собственную концертную стратегию и открыли цикл выступлением британского вокального квартета The Hilliard Ensemble в Патриаршем дворце -- месте красивом, тихом, хотя и не совсем приспособленном для проведения публичных концертов. Публики по билетам (в первый раз были пригласительные) на концертах ожидается порядка 150 человек. В сочетании со стилем заявленных программ и уровнем называемых исполнителей все это сообщает событию раритетность и элитарность.
В Кремле и раньше случались концертные мероприятия разной степени изысканности. Но впервые они ювелирно концептуально оформлены -- здесь будет звучать ранняя аутентичная сакральная музыка и современная, вдохновленная старыми и новыми духовными традициями в исполнении европейских, американских, ближневосточных и других музыкантов.
Hilliard Ensemble, возникший в 1974 году, названный в честь легендарного английского ювелира-миниатюриста и специализирующийся на музыке XV--XVI веков, а также современных духовных (и не только) сочинениях, предельно широко проиллюстрировал концепцию будущего цикла, показав и собственное мастерство в красках и нюансах. Ансамбль не первый раз поет в Москве: на «Декабрьских вечерах-2002» он подпевал норвежскому джаз-саксофонисту Яну Гарбареку, а в середине 90-х в Малом зале консерватории на фестивале Софьи Губайдулиной пел целую программу Арво Пярта -- бывшего советского авангардиста, теперь германского православного постминималиста, многие сочинения которого написаны специально для ансамбля.
В Кремле тоже не обошлось без свежего Пярта как представителя современной православной традиции. Ту же традицию, но с британским акцентом представлял в программе Айван Муди, чье сочинение Arkhangelos дало название всей программе. Также в ней были шотландский автор Джеймс Макмиллан («Здесь в тиши» на текст из старинного манускрипта), древний автор Шерингам, о котором не известно ничего даже самим архивистам-исполнителям, анонимный автор гимна XVI века (итальянская инструментальная музыка, канонический текст), канадский сочинитель армянской грегорианики на текст XIV века Джонатан Уайлд, еще сочинение живущего в Германии московского композитора Александра Раскатова «Хвала» 1998 года на канонический текст в пяти частях с использованием двух церковных колоколов, без которых, впрочем, Hilliard обошелся, и, наконец, шараканы -- средневековые армянские песнопения в обработке армянского композитора-классика Комитаса. Огромная картина музыки в миниатюре -- с католическими, православными, армянскими линиями и пересечениями -- была спета с обязательным пластичным и неброским совершенством. Без подробной программки комментарии растерянной после первого номера публике были даны самими ансамблистами.
Дальнейшее развитие событий в цикле, не претендуя на такую же насыщенность, обещает не меньшую широту: предполагается духовная традиция латиноамериканского барокко и испанское средневековье (с мавританскими, католическими и сефардскими корнями). Уже 6 марта -- британский ансамбль Fretwork с музыкой еврейских музыкантов, сочинявших при английском дворе в XVI веке, и потом -- британская пианистка Джоанна Макгрегор с «Двадцатью взглядами на младенца Иисуса» Оливье Мессиана. А в сентябре -- знаменитый контратенор Майкл Чанс с сочинениями еще одного знаменитого православного автора британца Джона Тавенера.
Так что в цикле заметны и британские корни (куратор серии Ким Томас), и православная прописка, и желание ни тем ни другим не ограничиваться.
Юлия БЕДЕРОВА