Сегодня Киргизия узнает, какой путь для себя избрал после
вынужденной отставки с поста премьер-министра Феликс Кулов
(на снимке). С креслом главы правительства одному из самых популярных в стране политиков пришлось распрощаться три недели назад, после того как парламент дважды отказался одобрить его кандидатуру на пост главы кабинета.
Уже несколько дней назад было объявлено, что сегодня в полдень в Бишкеке Кулов проведет пресс-конференцию и расскажет о своих планах. Надо отдать должное пиар-консультантам 58-летнего политика (если, конечно, такие были), ожидание этого события превратилось в главное содержание киргизской политики этих дней, имя Кулова не сходило со страниц газет и занимало умы всего иностранного дипкорпуса в киргизской столице.
«Завтра нас ждет большое событие, от которого зависит вся политическая ситуация в Киргизстане», -- заявил вчера в интервью бишкекскому пресс-клубу экс-спикер парламента Омурбек Текебаев. «Будучи премьер-министром, Кулов занимал недобровольную позицию и выражал усредненное мнение правительства и президента, -- сказал Текебаев. -- Теперь мы ожидаем, что он окончательно определится и мы узнаем, выберет ли он оппозиционную или наблюдательную деятельность». Омурбек Текебаев не скрывал, что надеется на заключение нового политического альянса между оппозицией и экс-премьером, в случае если последний займет решительную позицию по отношению к нынешнему президенту.
Отношение экс-спикера, одного из самых ярких представителей парламентской оппозиции, к экс-премьеру отнюдь не отражает всего спектра эмоций киргизских оппозиционеров, простирающегося от любви до ненависти. Очевидная харизма Кулова делает из него политика, к которому трудно оставаться равнодушным. Другой известный оппозиционер, бывший генпрокурор, отправленный в отставку в прошлом году, Азимбек Бекназаров испытывает совсем другие чувства в ожидании сегодняшнего выступления экс-премьера.
«Пусть Кулов расскажет о том, что за спектакли организовываются в Белом доме (резиденция президента и правительства Киргизии. --
Ред.). Сейчас никто не знает, что там происходит, все интриги и игры исходят оттуда, -- говорит Бекназаров. -- Почему не идет реформа, процветает коррупция, происходит передел собственности, а страной управляют криминальные структуры?» Один из лидеров движения «За реформы», под давлением которого за пару ночных минут в ноябре прошлого года парламент принял новую конституцию, ограничивавшую президентские полномочия, еще до конца того же года с лихвой возвращенные президенту еще более новой конституцией, Бекназаров зорко стоит на страже оппозиционных завоеваний. «Даже если ему (Кулову. --
Ред.) подходят наши идеи, мы не будем объединяться, пусть он сам определяется, -- гордо заявил бишкекскому пресс-клубу Бекназаров. -- У нас достаточно собственных сил и политиков».
Вице-спикер парламента Кубанычбек Исабеков тем не менее считает, что «если Кулов пойдет на объединение с оппозицией, то это будет большая сила, это однозначно усилит оппозицию, и нынешней власти придется несладко». Исабеков предсказывает, что уже нынешней весной оппозиция сможет показать свою силу. В нынешней Киргизии, где в парламенте оппозиция структурно, по партийному принципу, не оформлена и реально оппонировать власти можно только «на улице», это может означать только одно -- новый виток дестабилизации, а то и хаоса. Очевидно, что Феликс Кулов, благодаря усилиям которого удалось остановить волну беспорядков после событий 24 марта 2005 года, когда из страны бежал президент Акаев, не может позволить себе играть в такую оппозицию. Экс-премьер, который до последнего верил в то, что созданный им в мае 2005 года политический тандем с Курманбеком Бакиевым, приведший последнего в президентское кресло, позволит сохранить региональный баланс сил между севером и югом страны, постарается и сегодня позиционировать себя как политика, по-прежнему несущего ответственность за стабильность в стране.
Однако скорее всего Кулов постарается занять такую политическую нишу, глядя из которой президент Бакиев будет смотреться главным объектом критики, а сам экс-премьер -- его политическим антиподом. В этом можно не сомневаться, если вспомнить фразу, брошенную Куловым сразу после своей отставки в адрес Бакиева: «Ну что можно сказать о человеке, который не держит своего мужского слова...»