Пхеньян согласился на приостановку своей ядерной программы в обмен на зарубежную помощь -- таков итог завершившихся вчера в Пекине шестисторонних переговоров
по ядерной проблеме КНДР. Появление согласованного всеми сторонами -- двумя Кореями, Китаем, США, Россией и Японией -- документа по ядерному разоружению Пхеньяна стало долгожданной новостью.
Длящиеся с 2003 года переговоры приносили в лучшем случае обтекаемые заявления, после которых корейский ядерный кризис лишь углублялся. В октябре 2006 года
КНДР заявила, что провела подземный ядерный взрыв, после чего Совбез ООН ввел санкции против Пхеньяна. Не прошло и полгода, как Северная Корея выразила желание встать на путь исправления.
Очередной этап переговоров стартовал 8 февраля, а в понедельник интенсивность обсуждения достигла апогея. И вот вчера утром после 17 часов непрерывного мозгового штурма председательствовавший замминистра иностранных дел Китая У Давэй объявил о «важном единодушном согласии». Заключается оно в том, что КНДР в течение 60 дней глушит и опечатывает свой главный ядерный объект по производству оружейного плутония -- реактор в Йонбене -- с целью его последующего полного закрытия. Происходит это под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Его инспекторы проведут «необходимый мониторинг и проверки согласно договоренности между КНДР и МАГАТЭ». В качестве компенсации Северная Корея получит 50 тыс. тонн мазута.
Если МАГАТЭ убедится, что это условие выполнено, а КНДР передаст партнерам по переговорам полный перечень своих ядерных объектов и программ, демонстрируя готовность к их свертыванию, то тогда она получит еще 950 тыс. тонн мазута. Ранее КНДР запрашивала 2 млн тонн топлива, но и половина этого объема не окажется лишней для ее экономики.
Китай, Южная Корея, Россия и США договорились помогать Северной Корее в равных долях. Глава российской делегации на переговорах Александр Лосюков сказал, что решение о том, каким образом Россия будет оказывать экономическое содействие КНДР, примет правительство. Возможно, Россия посодействует КНДР «в виде поставок горючего». По словам дипломата, тема возможного списания Москвой долгов Пхеньяну «прямого отношения к его энергетической проблеме не имеет». Общая сумма долга составляет около 8 млрд долларов.
Следующий, шестой по счету раунд переговоров начнется в Пекине 19 марта. Экономической и энергетической помощью КНДР займется одна из пяти рабочих групп, которые должны начать работу в течение ближайших 30 дней. Остальные группы сосредоточатся на «денуклеаризации полуострова», создании механизма обеспечения безопасности в регионе, нормализации отношений КНДР с Японией и США. Россия, сообщил г-н Лосюков, будет председательствовать в многосторонней рабочей группе по вопросам стабильности и безопасности в Северо-Восточной Азии.
Старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов заметил «Времени новостей», что остается нерешенной проблема взаимного доверия. Принятый вчера в Пекине документ -- «джентльменское соглашение» в том, что касается очередности взаимных уступок. «США по-прежнему исходят из того, что КНДР сначала должна демонтировать реактор, а уже потом будут отменены санкции США и Совбеза ООН и разморожены счета». Двусмысленность присутствует и в вопросе о долевом финансировании, полагает эксперт. «Американцы проблему инициировали, а сами будут платить значительно меньше, чем должны были. Японцы же денег вообще давать не намерены». В результате «может возникнуть очень неприятная ситуация, когда на Россию и Китай возложат необходимость оплачивать чужие долги».
Вчерашняя договоренность открыла путь для начала прямых переговоров между КНДР и США. Пхеньян добивается от Вашингтона дипломатического признания, видя в этом важную гарантию существования северокорейского режима.
Американцы уже обязались приступить к процессу исключения КНДР из списка государств -- спонсоров международного терроризма, что предполагает снятие ограничений, введенных США на торговлю с Северной Кореей. Срок завершения этого процесса пока неизвестен, но финансовые санкции могут быть сняты в течение месяца. Произведенный осенью 2005 года по требованию США арест северокорейских счетов на 24 млн долл. в банке Макао спровоцировал резкую встречную реакцию со стороны Пхеньяна, который на 13 месяцев прервал участие в шестисторонних переговорах.
Другая проблема -- как наладить диалог
Северной Кореи и Японии. Токио настаивает, чтобы Пхеньян снял «озабоченности» по поводу судеб японских граждан, якобы похищенных северокорейскими спецслужбами в 1970--1980-х годах, а до той поры участвовать в программе энергопомощи КНДР не собирается. Как сказал вчера премьер Японии Синдзо Абэ, особого прогресса в двусторонних переговорах по вопросу о похищенных японцах не наблюдается.
Наметившееся движение к преодолению корейского ядерного кризиса может стать жертвой неуступчивости с обеих сторон. Директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН Анатолий Уткин заметил «Времени новостей»: «Пхеньян пока не получил твердых гарантий, что не станет объектом нападения со стороны США, как Ирак. 37 тыс. американских солдат останутся в Южной Корее. Американские базы сохранятся на Окинаве. Думаю, что даже в Сеуле ядерное оружие Пхеньяна воспринимают как гарантию ненападения Японии на Корейский полуостров. Если Пхеньян сейчас не получит ни мазута, ни гарантий ненападения со стороны США или Японии, то он вполне может снять печати со своих ядерных реакторов».
Эксперт напомнил, что Пхеньян уже обманывали -- заключенная в 1994 году при американском президенте Билле Клинтоне энергетическая сделка кончилась ничем. Организация по энергетическому развитию Кореи (КЕДО) начала было строить в КНДР два безопасных в военном отношении легководных атомных реактора в обмен на отказ Пхеньяна от собственной атомной программы, но в итоге от этого проекта остался лишь брошенный фундамент АЭС. «Не думаю, что и на этот раз Вашингтон откажется от взятых на себя обязательств. Администрация Джорджа Буша нуждается во внешнеполитическом успехе на фоне неудач в Ираке. Кроме того, гарантами выполнения соглашений «шестерки» выступают Россия и Китай», -- отметил г-н Уткин.
Старший эксперт Института национальной безопасности и стратегических исследований Сергей Казеннов в беседе с «Временем новостей» высказал мнение, что достигнутые договоренности пока еще «ничего не гарантируют», это «виртуальная договоренность», в которой заинтересован прежде всего Белый Дом. По сути можно говорить лишь о возращении к договоренности, очень похожей на проект КЕДО. По мнению г-на Казеннова, обладание ядерным оружием останется среди козырей Пхеньяна на переговорах: «Пока северокорейский реактор не демонтируется, как того требовали американцы, а всего лишь опечатывается. К тому же «ядерный демон» КНДР нужен США для мобилизации союзников на Дальнем Востоке и оправдания наращивания собственной военной мощи, в том числе создания системы ПРО».