Верховный суд (ВС) вчера подтвердил вынесенное в середине января решение своей нижестоящей инстанции о наличии признаков состава преступления в действиях
сенатора Андрея Вавилова. Теперь это решение вступило в силу, и привлечение сенатора к уголовной ответственности -- вопрос нескольких дней. Как полагает Генпрокуратура, бывший замминистра финансов и владелец «Северной нефти», а ныне сенатор от Пензенской области замешан в мошенничестве десятилетней давности при финансировании производства
самолетов «МиГ» по контракту с Индией. Собственно, срок давности по этому делу истекает уже через два месяца -- в апреле. Но, не исключено, Генпрокуратура неспроста рискует в эти сроки не уложиться. Следователи вполне могут рассматривать данное дело лишь как повод для лишения г-на Вавилова «неприкосновенного» статуса сенатора. А потом они смогут припомнить ему еще целый ряд более «свежих» уголовных дел, в которых он в свое время также фигурировал.
Генпрокуратура в последние несколько месяцев проявляет повышенный интерес к сенаторам. Летом прошлого года ВС дал заключение о наличии признаков состава преступления в действиях сенатора от Калмыкии
Левона Чахмахчяна. В конце января он был арестован, а на прошлой неделе ему уже предъявили официальное обвинение в совершении хищения в особо крупном размере. Тогда же арестовали и бывшего члена Совета Федерации от Башкирии Игоря Изместьева, которого подозревают в организации заказного убийства. А сразу после новогодних праздников ВС выдал очередное свое сенсационное решение о наличии признаков состава преступления в действиях члена Совета Федерации Андрея Вавилова.
Как уже рассказывала газета «Время новостей» , Генпрокуратура возобновила расследование дела, которое сама же прекратила еще в 2000 году. Тогда следователи подозревали бывшего замминистра финансов г-на Вавилова в хищении 231 млн долл., выделенных из бюджета в 1997 году МАПО «МиГ» для производства истребителей, предназначенных Индии. Деньги эти по его распоряжению были перечислены МАПО не напрямую, а посредством закупки облигаций внутреннего валютного займа РФ. Закуплены эти облигации были в банке МФК, куда г-н Вавилов чуть позже перешел на работу, а потом после серии сделок ценные бумаги были перепроданы третьим фирмам, которые перевели деньги за рубеж. Обвинение в совершении этого преступления было предъявлено гендиректору «МиГа» Максиму Ткачеву и бывшему коммерческому директору Александру Безрукову, г-н Вавилов проходил в качестве свидетеля и допрашивался. Однако состава преступления в их действиях Генпрокуратура так и не нашла.
Тот факт, что дело возобновили, сенатор и его адвокат сочли «необоснованным и явно надуманным». В частности, как заявил тогда «Времени новостей» адвокат Александр Муранов, его подзащитный всегда действовал исключительно в интересах страны, а в итоге пал жертвой чьих-то политических игр. Адвокат всерьез рассчитывал, что ему удастся отменить решение ВС в кассационной инстанции, но вчера верх вновь одержала Генпрокуратура. По мнению г-на Муранова, Генпрокуратура в самые ближайшие дни обратится в Совет Федерации, чтобы получить там разрешение на возбуждение уголовного дела. «До этого момента они не вправе предпринимать каких-либо действий -- ни допрашивать Вавилова, ни проводить в его доме и офисе обыски, ни что бы то ни было еще», -- пояснил адвокат.
Учитывая, что срок давности по делу о хищении миллионов, выделенных «МиГу», истекает в апреле, очевидно, что Генпрокуратура не успеет закончить его расследование, передать в суд, а тот -- провести процесс и вынести приговор. Но, возможно, это откроет следователям перспективы для того, чтобы вспомнить еще что-то из прошлого г-на Вавилова.
Так, в 2001 году он фигурировал в скандальном деле бывшего начальника Главного управления военного бюджета и финансирования
генерала Георгия Олейника, обвинявшегося среди прочего в превышении должностных полномочий. Как установила Главная военная прокуратура, в конце 1996 и начале 1997 годов он подписал два соглашения о переводе выделенных для Минобороны 450 млн долл. на счета английской компании UEI, учрежденной корпорацией «ЕЭС Украины». UEI по замыслу контракта должна была поставить Минобороны стройматериалы. Но в итоге в Россию поступило товара только на сумму чуть более 100 млн долл. Причем эти 450 млн были перечислены на Украину от имени Минобороны РФ в рамках многостороннего соглашения, которое подписывали тогдашние глава «Газпрома» Рем Вяхирев, премьер-министр РФ Виктор Черномырдин, глава Минобороны РФ Игорь Родионов, глава РАО «ЕЭС Украины»
Юлия Тимошенко и замминистра финансов Андрей Вавилов.
По условиям этого соглашения «Газпром», имевший долги по налогам перед российским бюджетом, взял кредиты в трех банках и расплатился ими. Минфин перевел эти деньги Минобороны РФ в счет своей задолженности по программе « Национальная оборона», а военные, в свою очередь, отправили их в UEI, а «ЕЭС Украины» расплатилась ими за газ с «Газпромом», который смог погасить банковские кредиты. Таким образом, свои проблемы смогли уладить все, кроме Минобороны, а генерал Олейник оказался виновным. Поначалу следствие считало замминистра финансов Андрея Вавилова автором всей этой денежной схемы, но Генпрокуратура дело против него прекратила. В итоге судили одного генерала Олейника. На процессе он пытался убедить военных судей в том, что не мог не подписывать платежки, потому что выполнял приказ своего министра Родионова, поручения правительства и «настоятельные просьбы» г-на Вавилова, иначе ему грозила отставка. А г-н Вавилов, в свою очередь, заявил, что он от генерала ничего не требовал и вообще в его обязанности не входил контроль за использованием средств. Г-ну Олейнику поначалу дали три года колонии, но потом он через Верховный суд добился своего оправдания. В результате получилось, что за пропажу 450 млн долл. так никто и не ответил.
Другой инцидент с г-ном Вавиловым случился в январе 2004 года, когда он отправился вместе с супругой на горнолыжный курорт в Аспен (США) и неожиданно был задержан сотрудниками ФБР. Его тогда допросили, но потом отпустили, и он благополучно вернулся в Россию. По некоторым данным, причиной столь пристального внимания к г-ну Вавилову со стороны американских властей стало расследование «дела Павла Лазаренко», украинского экс-премьера, обвиненного в отмывании в 1995--1997 годах через американские банки сотен миллионов долларов, то есть фактически того же российского дела генерала Олейника. Американцев при этом интересовало исчезновение российских денег -- 700 млн долл., принадлежавших «Газпрому».
Генпрокуратура может вспомнить и еще одно дело, закрытое уже относительно недавно -- в 2004 году. Оно касается
хищения активов «Зарубежнефти» и продажи акций
«Северной нефти», которую г-н Вавилов в свое время возглавлял. Следователи Следственного комитета при МВД обратили внимание на то, что при создании «Северной нефти» в ее уставный фонд
«Зарубежнефть» внесла 5 млн долл. и получила за это 10% акций компании. А потом «Зарубежнефть» продала структурам, близким Андрею Вавилову, свой пакет акций «Северной нефти» всего за 400 тыс. долл. Получив контрольный пакет акций «Северной нефти», г-н Вавилов реализовал его «Роснефти», по разным оценкам, уже за 300--600 млн долл. Правда, тогда чиновник в числе подозреваемых и обвиняемых не числился.
Адвокат Александр Муранов вчера заявил «Времени новостей», что считает решение ВС незаконным и будет обжаловать его в следующей, надзорной инстанции -- в президиуме ВС. А сам сенатор по-прежнему проходит курс реабилитации после тяжелой болезни в заграничных лечебницах. Но за происходящим на родине следит внимательно и резко критикует прокуратуру и суд. «Судьи подошли к решению вопроса формально, не стали рассматривать никакие доказательства. Получается, что судьи находятся в сговоре с Генпрокуратурой», -- заявил он вчера «Времени новостей». Сенатор по-прежнему уверен, что нынешнее уголовное дело было инициировано теми, «кто хочет повесить себе ордена на грудь». «Рано или поздно их постигнет наказание за такие решения, не соответствующие их званию и предназначению», -- философски заметил г-н Вавилов. Теперь его надежды связаны с коллегами по Совету Федерации. «Вряд ли Совет Федерации пойдет на поводу у Генпрокуратуры. Я верю в своих коллег. Может быть, не у всех из них есть юридическое образование, но что такое правосудие, они знают лучше, чем в самом Верховном суде», -- заявил Андрей Вавилов. В какой именно стране он сейчас находится, ни сам сенатор, ни его адвокат уточнять не пожелали. Так что если Генпрокуратура и получит возможность предъявить ему обвинение, то делать это ей придется, вероятнее всего, в заочной форме.