Время новостей
     N°26, 14 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.02.2007
Миннац замедленного действия
Эксперты и региональные политики предлагают воссоздать ведомство по делам национальностей
Воодушевленный процессом ратификации договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Российской Федерацией, спикер татарстанского Госсовета Фарид Мухаметшин предложил воссоздать специальное федеральное министерство, которое занималось бы межнациональными отношениями и взаимоотношениями центра с регионами. Г-н Мухаметшин считает также целесообразным принятие специального закона или концепции национальной политики. Хотя Министерство регионального развития в России пока есть.

Свое предложение Фарид Мухаметшин внес на прошлой неделе на заседании сенатской объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства с религиозными объединениями. Г-на Мухаметшина поддержал его дагестанский коллега Магомедсалам Магомедов. «Многонациональной стране необходим специальный орган, который занимался бы национальной политикой», -- сказал спикер Народного собрания Дагестана.

Татарстан и Дагестан являются одними из ключевых субъектов федерации, ситуация в которых оказывает влияние на весь фон межэтнических взаимоотношений в России и даже на характер ее государственного устройства. И предложения этих политиков вполне могут стать прелюдией к очередному витку борьбы за воссоздание Министерства по делам национальностей. В современной России на федеральном уровне этими сложнейшими вопросами занимается, собственно, только вышеупомянутая сенатская комиссия. Министерство регионального развития, возглавляемое Владимиром Яковлевым, занято в основном жилищно-коммунальными аспектами жизни регионов (см. текст выше). Взаимоотношениям живущих там народов и вопросам федерализма уделяется лишь второстепенное внимание.

Когда в 1917 году перестала существовать Российская империя, часто именуемая «тюрьмой народов», большевики сразу же создали народный комиссариат по делам национальностей. Но отношение их к национальному вопросу было двойственным: они использовали в своих интересах энергию «национальных окраин», пообещав народам право на самоопределение и строительство собственной государственности в рамках федерации советских республик, а на самом деле стали строить вполне унитарное государство. Чтобы избежать ненужных вопросов, в 1923 году Наркомнац упразднили.

В конце 1980 -- начале 1990-х годов сработали «мины замедленного действия», заложенные при строительстве СССР, -- право «титульных наций» на собственные республики и право на самоопределение вплоть до отделения. Союз распался. Чтобы хоть как-то понимать, а еще лучше -- контролировать обострившуюся до предела ситуацию с регионами и межэтническими отношениями в самой России, администрация Бориса Ельцина создала Госкомитет по делам национальностей. В 1994 году его «повысили» до министерства. Еще через два года Миннац стал называться Министерством по делам национальностей и федеративным отношениям. Но уже в сентябре 1998-го ведомство разделили на Миннац и Минрегион.

История ведомства показывает, что российские чиновники не могли и до сих пор не могут до конца определиться, каким образом связаны друг с другом федерализм и наличие этнического многообразия. Когда побеждает советская точка зрения и федерализм пытаются свести к предоставлению каждой этнической группе своей территориальной квартиры, Миннац сливают с Минрегионом. После этого сразу же вспоминают, что номенклатура субъектов федерации весьма отдаленно соотносится с проживающими в ней народами, и региональную политику от этнической отделяют.

В 1999 году Миннац и Минрегион в очередной раз слили, а в 2000 году присоединили к нему еще и Федеральную миграционную службу. Гибрид назывался Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики и просуществовал чуть больше года. В октябре 2001 года его упразднили, и делами национальностей стал ведать министр «без портфеля» Владимир Зорин. Но реформа правительства зимой 2004 года лишила его министерского статуса. Курируемые им вопросы отошли к Минрегиону, который существует по сей день, но многим региональным политикам кажется функционально недостаточным.

Между тем большинство экспертов сходится во мнении, что Миннац действительно было бы целесообразно воссоздать. «Минрегион в его нынешнем виде мог бы стать одним из отделов министерства, которое серьезно занималось бы межнациональными отношениями и формированием российской нации, -- считает заведующий отделом Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. -- Не русской, как «Русский проект» «Единой России», а именно российской. Речь идет о формировании сознания гражданской общности у людей разных этнических групп. В Миннац следовало бы вернуть и миграционную службу: логично, чтобы всеми вопросами этого круга занималась одна структура. Но воссоздание Миннаца имеет смысл только в том случае, если он будет заниматься делом, а не превратится в историко-этнографическую структуру, которая будет собирать праздники и народные песни».

Иван СУХОВ