Московских пенсионеров взволновало изменение схемы предоставления помощи из бюджета
Очередной виток жилищно-коммунальной реформы, предполагающий изменение системы выделения субсидий малоимущим москвичам, похоже, добавит пожилым льготникам головной боли. Вступивший в силу с января 2007 года новый
порядок предоставления субсидий, установленный постановлением правительства Москвы №710 от 19 сентября 2006 года, ограничивает число льготников, которые смогут воспользоваться услугами почтовой связи для получения помощи из городской казны. Кроме того, пенсионерам придется внимательнее относиться к своим расходам -- за двухмесячную просрочку оплаты коммунальных услуг неплательщик может и вовсе лишиться субсидии.
Суть реформы сводится к тому, что москвичи, пользующиеся субсидией на услуги ЖКХ, с этого года смогут самостоятельно обналичивать свои персонифицированные счета, открытые для каждого льготника в ОАО «Банк Москвы». Ранее деньги по безналичному расчету перечислялись непосредственно поставщику услуг. А горожане, оформившие субсидию, получали счета с уже «урезанными» суммами. Получив в январе из ЕИРЦ большие счета за «коммуналку» и услышав о новом порядке получения и использования городской дотации, льготники, и в первую очередь пенсионеры, заволновались, поскольку счета открыты в Банке Москвы, а оплачивать коммунальные услуги они привыкли в кассах Сбербанка. И в начале месяца, когда горожане традиционно вносят квартплату, отделениям обоих банков пришлось выдержать натиск недоумевающих пенсионеров.
В одном из отделений Сбербанка, расположенном в спальном районе, корреспондент «Времени новостей» наблюдала волнения стариков: 75-летнюю Таисию Михайловну, напуганную полученным в январе непривычно большим счетом, успокаивали соседки по очереди. «Теперь сумма указывается полностью, без вычета субсидии, -- объясняла более осведомленная пенсионерка Алла Власовна, -- а разница, деньги недостающие, вам вместе с пенсией на сберкнижку будет поступать». Как женщина рассказала нашему корреспонденту, сама она пришла за наличными субсидии в первый раз и сразу намерена оплатить услуги ЖКХ. «Мне так удобно, я пенсию пятого-шестого числа получу и субсидию сразу и тут же заплачу», -- пояснила она. Однако сознательных и информированных было не так много. Большинство пенсионеров мучили расспросами кассиров и соседей по очереди, жаловались на неудобство. Социальный работник Валентина, у которой на попечении 15 пожилых москвичей, пользующихся городской субсидией, к новому порядку относится скептически. По ее мнению, старикам нововведение доставит «сплошные беспокойства». Часть ее подопечных получают пенсию не в Сбербанке, а на почте и хотели бы пользоваться услугами почтовой связи и для получения субсидий.
Однако далеко не всем льготникам такая возможность будет предоставлена. Приносить субсидию почтальоны будут лишь инвалидам первой группы, лицам, имеющим справку из лечебного учреждения о том, что они нуждаются в постороннем уходе, а также пенсионерам старше 80 лет. В общем, как пояснил «Времени новостей» пресс-секретарь ГУ «Городской центр жилищных субсидий» (ГУ «ГЦЖС») Сергей Серков, такая услуга предусмотрена для тех, кто «по состоянию здоровья не имеет возможности открывать банковские счета и вклады до востребования или пользоваться ими».
Заявление на почтовую форму доставки, по данным г-на Серкова, подало более 7 тыс. московских пенсионеров. И в ГУ «ГЦЖС» считают, что на услуги почтальона смогут рассчитывать только 30 тыс. почти из 380 тыс. семей пожилых льготников, имеющих субсидию. Однако в столичном филиале ФГУП «Почта России» полагают, что желающих может оказаться больше. «В январе субсидии через почтальона получали 10 тыс. абонентов, -- заявила «Времени новостей» начальника отдела по связям с общественностью управления федеральной почтовой связи Москвы Галина Нечушкина, -- но с каждым месяцем их число будет расти. Мы ожидаем значительного роста числа таких клиентов». При этом договор между ГУ «ГЦЖС» и почтой еще не заключен, сейчас, по словам Сергея Серкова, ведется «активный диалог», результаты которого станут известны не раньше второго квартала этого года. Поэтому основной массе льготников придется дополнительно обращаться в Городской центр жилищных субсидий, чтобы выбрать способ удобного обналичивания средств: продолжать пользоваться счетами в ОАО «Банк Москвы» или перевести субсидии в любой другой банк, а также на социальную карту москвича (СКМ).
Причем определиться с местом получения наличных субсидий нужно быстро, поскольку согласно новым правилам в случае двухмесячной задержки текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги предоставление городской помощи может быть приостановлено. А на погашение задолженности или согласование сроков ее ликвидации -- еще месяц. «Если же в районный отдел ГЦЖС не предоставлены документы, подтверждающие события, которые влекут за собой изменение размера субсидии: изменение места постоянного жительства членов семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи (при отсутствии уважительной причины), тогда субсидия замораживается», -- пояснили в пресс-службе Городского центра жилищных субсидий. Кроме того, отныне подтверждать право на помощь из городской казны и переоформлять субсидию придется каждые шесть месяцев, а не ежегодно.
Волнения пенсионеров в Московской городской думе считают излишними. По мнению председателя комиссии по социальной политике и трудовым отношениям городского парламента Михаила Антонцева, таким образом столичное правительство «взяло под контроль оплату коммунальных услуг». «Были факты, когда даже льготники не оплачивали свою часть коммунальных платежей, -- заявил он. -- Пожилые, больные как раз платят исправно, а эта мера касается не тех, кто по болезни или по иным причинам не заплатил, а в большей степени тех, кто привык жить на халяву». Депутат уверен, что с «уважительными причинами» не рассчитавшихся вовремя за коммунальные услуги пенсионеров в центре жилищных субсидий будут оперативно разбираться в частном порядке.
В ГЦЖС признают, что «процесс перехода на новые правила назначения и пользования субсидиями весьма непрост и требует взаимного терпения и понимания». «В большей степени это процесс психологический, -- пояснили в центре корреспонденту «Времени новостей». -- Даже многие люди среднего возраста с трудом переходили на систему получения заработной платы через банковские карты, что же мы хотим от людей преклонного возраста». Сотрудники ГЦЖС надеются решить все возможные несогласования «доброжелательным отношением друг к другу» и обещают интенсифицировать режим приема населения в будни и в выходные дни.