|
|
N°25, 13 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Демократический тренд в золотых граммах
На церемонии «Грэмми» поощрили протестные настроения
Сорок девятая церемония вручения главных музыкальных наград Grammy, состоявшаяся в Лос-Анджелесе, оказалась громкой не только в музыкальном, но и в сугубо политическом смысле. Академия решила аж пятью статуэтками-граммофончиками отметить скандально известное девическое стадионное кантри-трио Dixie Chicks, участницы которого в 2003 году заявили, что мало того, что они против войны в Ираке, им вообще стыдно за свое техасское происхождение -- такое же, как у президента Буша. После этого сообщения были письма с угрозами и бойкот группы некоторыми радиостанциями, стадионы на Юге, где должны были проходить концерты группы, стояли пустыми, а на Севере ломились от публики.
Теперь на них будут ломиться еще сильнее, поскольку бодрое нео-кантри Dixie Chicks выиграло, в том числе в главных номинациях -- «Лучший альбом года» (Taking the Long Way), «Лучшая песня года» (Not Ready to Make Nice) и «Лучшая запись года». (Чтобы лучше прочувствовать ситуацию, российская публика могла бы попытаться представить себе, скажем, Надежду Бабкину -- тоже в своем роде нео-кантри, -- протестующую, к примеру, против дела ЮКОСа или поправок в избирательное законодательство, а потом получающую ну хотя бы российский «Золотой граммофон».)
Политическую линию на церемонии продолжил бывший вице-президент США Альберт Гор, вручивший статуэтку группе Red Hot Chilie Peppers, выигравшей в номинациях «Лучший рок-альбом» (Stadium Arcadium), «Лучшая рок-песня» (песня Dani California), «Лучшее исполнение песни в стиле рок» и «Лучшее специальное издание композиций исполнителя» (иными словами, лучшая упаковка).
И опять речь зашла о политике, когда граммофончик отошел экс-президенту Соединенных Штатов Джимми Картеру за аудиокнигу «Наши ценности в опасности: кризис морали в США». Любопытно, что позиция Картера по Ираку абсолютно совпадает с мнением триумфальных кантри-барышень, хотя его призывы вывести американские войска с Ближнего Востока и не вызвали оглушительного скандала. В общем, академики явно внесли свой вклад в набирающий силу политический тренд, тогда как в художественном отношении они остались, как всегда, ко всему на свете толерантны.
По статуэтке получили и Мадонна («Лучший электронно-танцевальный альбом года», Confessions on a Dance Floor), и Кристина Агилера («Лучший женский поп-вокал»), и Боб Дилан («Лучший соло-рок-вокал», песня Someday Baby), и Брюс Спрингстин, и Джастин Тимберлейк, и Чик Кориа (за альбом The Ultimate Adventure), и Мэри Джей Блайдж (альбом, песня и вокал в стиле ритм-н-блюз). Удостоилась «Грэмми» и запись умершего месяц назад джазового саксофониста Майкла Брекера («Лучшая джазовая инструментальная соло-запись», Some Skunk Funk).
В переходном (от легкой музыки к классике) разделе «Лучший саундтрек» у самого себя выиграл композитор Джон Уильямс: его музыка к «Мемуарам гейши» (записанная с участием академических мегазвезд Йо-Йо Ма и Ицхака Перльмана) понравилась академикам больше, чем его же саундтрек к фильму «Мюнхен» (проиграл также Ханс Циммер с музыкой к «Пиратам Карибского моря» и «Коду да Винчи»). Зато композиция A Prayer For Peace из проигравшего «Мюнхена» стала лучшей инструментальной композицией года. Такая вот изящная компромиссность.
В классических номинациях все красиво и спокойно. Лучшим альбомом и лучшей оркестровой записью названа запись Седьмой симфонии Малера в исполнении оркестра «Сан-Франциско симфонии» и дирижера Майкла Тилсона Томаса (в числе проигравших конкурентов -- Валерий Гергиев за пультом Лондонского симфонического оркестра со «Всеми симфониями Прокофьева»).
Лучший хоровой перформанс -- музыка Арво Пярта в исполнении Эстонского филармонического камерного хора.
Как лучшая инструментальная сольная запись отмечены «Ноктюрны» Шопена в исполнении Маурицио Поллини, с которыми конкурировали в том числе Гидон Кремер с новой записью сонат и партит Баха, и Андраш Шифф с фортепианными сонатами Бетховена. Между прочим, в 70-х годах «певец ясности и равновесия в музыке» Маурицио Поллини играл на фабриках и заводах в Италии и выступал против войны Соединенных Штатов во Вьетнаме, но леворадикальная деятельность Поллини уже вроде как в прошлом, так что ассоциации с награждением Джимми Картера и кантри-див тут вроде как и ни при чем.
Приятно, что в категории «Кроссовер» отмечены не какие-нибудь пташки шизокрылые, как часто бывает, а серьезный певец Брин Терфель с «легким» альбомом Simple Gifts.
И едва ли не самое примечательное награждение -- запись оперы «Айнадамар («Фонтан слез»)» аргентинского (также еврейского, американского) композитора Освальдо Голихова, отмеченная как лучшая оперная запись года (ей проиграли как аутентистское «Милосердие Тита» Моцарта с целой компанией звезд от Марка Пэдмора до Бернарды Финк, так и гламурно-академическая «Травиатта» с Анной Нетребко и Роландо Виллазоном). «Айнадамар» -- невысоколобая опера, где рассказ ведется от лица актрисы Маргариты Ксиргу, подруги убитого в 1936 году Гарсиа Лорки, и где на равных звучат надсадные старые «канте хондо» и уличная латиноамериканская музыка, -- названа также лучшим современным сочинением. Так что и здесь академики повернулись к консервативным направлениям задом, а к левому тренду передом.
Юлия БЕДЕРОВА