|
|
N°221, 30 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обеспечение прав человека в деятельности судебно-правовой системы и закрытых структурах
Этот чрезвычайно подробный документ, составленный по итогам работы на Форуме, мы публикуем полностью в силу значимости темы и как МОДЕЛЬ -- с точки зрения степени проработанности, компетентности и конкретности -- для итоговых документов любых рабочих групп, которые продолжают после Форума свою деятельность.
Рекомендации дискуссии
Обеспечение прав человека в деятельности судебно-правовой системы и закрытых структурах
1. О снижении численности тюремного населения страны.
Участники дискуссии, поддерживая усилия президента РФ, направленные на снижение численности тюремного населения страны, считают настоятельно необходимым добиться радикального сокращения численности заключенных в Российской Федерации.
Такому снижению способствовало бы внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации изменений, направленных на:
В области сроков наказания
1. Снижение минимального срока лишения свободы с 6 месяцев до 1 месяца.
В области дополнения перечня смягчающих и отягчающих вину обстоятельств
2. Включение в число смягчающих вину обстоятельств и исключительных обстоятельств, являющихся основанием для назначения наказания ниже низшего предела (применения ст. 64 УК РФ), а) состояние здоровья осужденного; б) совершение впервые преступлений всех категорий тяжести.
В области декриминализации мелких хищений.
3. Дополнение статей 158, 159, 160, ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 162 УК РФ примечанием, в соответствии с которым уголовная ответственность за хищение в размере стоимости похищенного имущества до 5 минимальных размеров оплаты труда не наступает. Внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях о наступлении за хищение на сумму не более 5 минимальных размеров оплаты труда административной ответственности. Снижение срока наказания по частям 2 ст. ст. 158 и 166 УК РФ до 5 лет лишения свободы.
4. Дополнение ч. 3 ст. 158 УК РФ нормой о том, что ответственность по данной части наступает лишь при хищении на сумму свыше 10 минимальных размеров оплаты труда, а судимости за хищения в несовершеннолетнем возрасте при признании лица 2 и более раза судимым за хищение не учитываются.
В области развития видов наказания, альтернативных тюремным, расширению круга оснований для освобождения от наказания.
5. Введения института обязательного лечения зависимости от психоактивных веществ и алкоголя лиц, впервые совершивших в связи с употреблением таких веществ преступления незначительной и средней тяжести, а также тяжкие преступления с освобождением таких лиц от уголовной ответственности. Обязательное лечение назначается судом вместо меры уголовного принуждения при условии, если лицо согласно пройти подобное лечение и не нарушает установленных при лечении правил.
6. Дополнение ст. 89 УК РФ частью 3 о том, что при назначении наказания лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте, совершение преступления группой лиц или группой лиц по предварительному сговору в качестве отягчающего обстоятельства не учитывается.
7. Дополнение ст. 74 УК РФ нормой о том, что суд с учетом данных о личности виновного, обстоятельств дела и интересов потерпевшего вправе продлить испытательный срок лицам, осужденным условно и совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления в течение испытательного срока.
8. Заимствование из УК Киргизии института тройного возмещения (тройного айыпа), в соответствие с которым в качестве меры наказания за корыстное преступление может быть назначено наказание в виде возмещения стоимости похищенного в тройном размере, две трети которого идет потерпевшему и одна треть государству. Установить, что любому осужденному за корыстное ненасильственное преступление при отсутствии отягчающих обстоятельств может быть назначен этот вид наказания как альтернатива лишению свободы.
9. Принять постановление правительства РФ об утверждении Программы введения системы уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, предусмотренных ст. 53 и 54 УК РФ, с реальным введением этих видов наказаний не позднее 1.06.02.
10. Установить указом президента РФ, что помилование может быть применено к осужденному по отбытии им не менее одной трети срока наказания, а в особо исключительных случаях -- до наступления этого срока.
11. Делегировать право помилования лиц, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, представителям президента РФ в федеральных округах с созданием отделов Управления по вопросам помилования в Федеральных округах.
В области изменения порядка освобождения от наказания до истечения срока наказания.
12. Распространение института освобождения от наказания в связи с деятельностным раскаянием или примирением с потерпевшим на лиц, совершивших преступления средней тяжести, и возможность освобождения от наказания лиц, совершивших тяжкие преступления (кроме повлекших смерть потерпевшего), которые одновременно проявили деятельностное раскаяние и примирились с потерпевшим.
13. Законодательно установить, что при отказе в условно-досрочном освобождении осужденного, освобождение которого поддержано администрацией учреждения, судья обязан мотивировать принятое решение.
14. Вывести представителей оперативных служб из состава административных комиссий, рассматривающих вопросы представления к УДО.
15. Установление сроков рассмотрения вопросов о помиловании и освобождении по болезни больных с лекарственно устойчивой формой туберкулеза и других заболеваний в тяжелой форме, угрожающих жизни осужденного, не более 2 мес. с момента принятия рекомендаций об их освобождении медицинской комиссией.
16. Просить Минтруд обязать центры занятости населения в месячный срок по запросам учреждений, исполняющих наказание, высылать справки по вопросам трудоустройства условно-досрочно освобождающихся лиц.
17. Считать недопустимым отказ в применении условно-досрочного освобождения по мотивам наличия открытой формы туберкулеза; при условно-досрочном освобождении таких лиц решать вопрос об их помещении в противотуберкулезный стационар Министерства здравоохранения.
18. Считать недопустимым ненаправление администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы материалов на условно-досрочное освобождение осужденного, отбывшего установленный законом срок наказания по мотивам того, что администрация не поддерживает условно-досрочное освобождение осужденного.
В области развития особых норм об ответственности несовершеннолетних.
19. Восстановление правовой нормы УК РСФСР 1922 года, по которой лицам, совершившим преступление в возрасте до 16 лет, назначенный срок наказания сокращается в 2 раза, совершившим преступления в возрасте 16--17 лет -- на одну треть, в возрасте 18 лет -- на одну четверть.
20. Восстановить институт отсрочки наказания несовершеннолетним осужденным.
21. Введения в штате судов должности социальных работников для работы с несовершеннолетними и молодыми осужденными без лишения свободы.
В области снижения числа осужденных за незаконный оборот наркотических средств.
22. Конкретизировать понятие сбыта наркотических средств, используемого в ч. 4 ст. 228 УК РФ, как корыстной передачи наркотического вещества с целью извлечения прибыли или получения иной выгоды.
2. О защите прав и законных интересов граждан, заключенных под стражу либо осужденных к лишению свободы.
Участники дискуссии считают необходимым:
1. Предусмотреть в Уголовно-исполнительном кодексе необходимость индивидуализации взысканий за нарушение порядка отбытия наказания и принцип соразмерности наложенного взыскания допущенному нарушению.
2. Увеличить в ст. 121--127 УИК РФ количества посылок, передач и бандеролей, которые осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, могут получать в зависимости от режима отбывания наказания.
3. Ввести запрет на проведение оперативной работы с несовершеннолетними, содержащимися под стражей и отбывающими наказание. Организовать проведение систематических прокурорских проверок исполнения такого запрета.
4. Считать необходимым рассмотрение Верховным судом РФ вопроса о судебной практике по делам, связанным с жалобами и заявлениями лиц, лишенных свободы, на нарушение их прав и законных интересов.
5. Создать при ГУИН МЮ РФ и УИН (ГУИН) субъектов федерации с привлечением общественных правозащитных организаций телефона доверия по приему и проверке жалоб на нарушения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
6. Обеспечить отказ руководства ГУИН МЮ РФ от политики изгнания из учреждений УИС тех общественных организаций, которые занимают принципиальную позицию по вопросам нарушения прав человека.
7. Ввести в систему критериев оценки деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы уровня заболеваемости туберкулезом и смертности осужденных.
8. Произвести реформирование системы проведения ведомственных и прокурорских проверок учреждений УИС таким образом, чтобы проверяющий: а) беседовал с заключенным один на один, б) был обязан опросить всех лиц, располагающих информацией по предмету проверки и гарантировал им конфиденциальность сведений, в) был обязан довести до инициатора проверки свои выводы и в случае необходимости принять от него письменные возражения, г) нес ответственность за проведение неполной или предвзятой проверки, недостоверность сделанных им по результатам проверки выводов.
9. Ввести в порядке эксперимента институт парламентского уполномоченного по правам заключенных.
10. Произвести демонтаж металлических жалюзи на окнах камер СИЗО.
11. Ввести институт домашнего ареста.
12. Изменить штатную структуру исправительных и воспитательных учреждений таким образом, чтобы на каждые 50 осужденных в ВК и 100 осужденных в ИК приходился социальный работник, соответственно на каждые 100 и 200 осужденных -- психолог.
13. Привести систему оплаты труда осужденных в соответствие с установленными в данном регионе расценками, привлечение к ответственности руководителей учреждений, эксплуатирующих труд осужденных путем существенного занижения расценок.
14. Не допускать этапирования в другие регионы лиц, которым до конца отбытия срока наказания остается менее 1 года.
3. О защите прав и законных интересов освобожденных от наказания следует:
Участники дискуссии рекомендуют:
1. Составить в каждом субъекте федерации социально-экономико-статистический прогноз возвращения и прибытия лиц, освобождаемых от наказания, и обеспечить принятие ежегодной программы социальной поддержки таких лиц с выделением расходов на ее реализацию отдельной строкой бюджета.
2. Принять федеральный закон о реадаптации лиц, освобожденных из мест принудительной изоляции.
3. Разработать Федеральную целевую программу социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которая предусматривала бы: а) анализ сложившейся ситуации в деле социальной реабилитации освобожденных, имеющихся трудностей и проблем в этой сфере, б) восстановление освобождаемым паспортов и иных документов, в) приобретение им не подлежащих продаже проездных документов к месту жительства, г) создание гостевых центров для транзитных пассажиров из числа освобожденных, следующих к месту жительства, д) право на размещение в реабилитационных центрах тех, кто лишен жилья, е) трудоустройство освобожденных, систему их авансирования и кредитования при трудоустройстве и в течение первых месяцев работы (например, в размере 3 минимальных размеров оплаты труда при трудоустройстве, а затем -- в течение первых трех месяцев -- по 10 минимальных размеров оплаты труда ежемесячно по предоставлению ими отчетов о расходовании ранее выплаченных сумм; в течение последующих 24 месяцев этот беспроцентный кредит может возвращаться из заработной платы работника или пенсии, ж) профессиональное обучение и переобучение освобожденных, з) строительство для них социального жилья, и) психологическое и правовое консультирование освобожденных, при необходимости -- их социальное сопровождение при решении стоящих перед ними проблем, к) решение вопросов пенсионного и медицинского обеспечения освобожденных. Определить исполнителем данной программы Минтруд.
5. О судебной системе.
Участники дискуссии считают, что:
1. Нельзя допустить реализации намерения Верховного суда РФ отказаться от личного приема судьями заявителей. Напротив, необходимо увеличить время, отведенное на личный прием граждан, заместителями председателя Верховного суда РФ по гражданским делам.
2. Недопустимо прекращение проведения судьями личного приема, приема заявлений и рассмотрения дел на период подведения в судах итогов года.
3. Следует разработать и принять целевую межведомственную программу защиты прав потерпевших.
Участники дискуссии выражают удивление, что руководство Верховного суда РФ не смогло принять участие в проведении мероприятий Гражданского форума.
6. О Федотове Борисе Ивановиче.
Участники дискуссии рекомендуют кадровой комиссии администрации президента РФ использовать огромный опыт и личный авторитет бывшего начальника СИЗО г. Пскова, создателя уникальной системы преобразования обыкновенного пенитенциарного учреждения России в пенитенциарное учреждение европейского уровня Федотова Бориса Ивановича для дальнейшей работы по развитию уголовно-исполнительной системы России.
7. О Пашине Сергее Анатольевиче.
Участники дискуссии рекомендуют кадровой комиссии администрации президента РФ использовать огромный опыт и личный авторитет судьи Мосгорсуда в отставке, заслуженного юриста РФ Пашина Сергея Анатольевича в развитии судебной системы и законодательства нашей страны.
8. Об амнистии женщин и детей.
Участники дискуссии обращаются к Государственной думе РФ о проведении как можно более широкой амнистии осужденных из числа женщин и детей и призывают Государственную думу РФ отвергнуть поправки правительства РФ, ограничивающие масштабы амнистии освобождением лишь нескольких процентов осужденных.
9. Об институте помилования.
Участники дискуссии обращаются к президенту РФ с просьбой незамедлительно возобновить действие института помилования осужденных, который практически не действует уже более года.
10. О формах постоянного взаимодействия структур гражданского общества с органами правосудия и правопорядка.
1. Для обеспечения постоянного взаимодействия создаются общественные экспертные советы (далее -- ОЭС):
на федеральном уровне -- при Верховном суде РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Министерстве юстиции РФ, МВД РФ, ФСБ;
на уровне субъектов федерации -- как межведомственные при представителях президента РФ в федеральных округах или главах исполнительной власти субъектов федерации, либо ГУИН (УИН), ГУВД (УВД), прокуратуре, суде субъекте федерации.
2. В состав ОЭС входят представители правозащитных и других общественных объединений, адвокатуры, юридической общественности, профильных СМИ.
3. Руководство ОЭС осуществляют первые должностные лица соответствующих органов власти (их первые заместители) и лидеры профильных гражданских организаций.
4. По согласованию с ними члены ОЭС могут принимать участие в проверке жалоб и заявлений граждан и общественных организаций.
5. С целью повышения эффективности работы ОЭС для решения отдельных вопросов могут создаваться рабочие группы.
6. В функции ОЭС может входить:
независимая экспертиза подготавливаемых и действующих нормативных актов;
анализ и обобщение правоприменительной практики, связанной с нарушением прав человека в деятельности сотрудников соответствующего органа власти;
выработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности органов правосудия и правопорядка с акцентом на обеспечение прав человека;
организация целевых совместных проектов соответствующих ведомств и НКО по правовому просвещению граждан, программ обучения должностных лиц и иных общественно значимых проектов;
организация публичных мероприятий, связанных с совершенствованием работы органов власти в судебно-правовой сфере и повышением доверия к ним.
7. Необходимо создать межведомственные рабочие группы по следующим проблемам:
По разработке государственной программы сокращения численности тюремного населения (администрация президента РФ, правительство РФ, Генпрокуратура РФ, профильные комитеты Госдумы, Минюст);
По принятию и введению в действие ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия общественных организаций их деятельности» и организации работы соответствующих наблюдательных комиссий (при правительстве РФ совместно с МВД РФ, МЮ РФ, Госдумой РФ);
По обеспечению участия общественности в осуществлении правосудия и взаимодействии гражданских организаций с судебной системой (при Верховном суде РФ);
По корректировке нормативных актов МЮ РФ и МВД РФ, которые нарушают права и законные интересы лиц, содержащихся в местах принудительной изоляции (при МЮ РФ, совместно с МВД РФ, Генпрокуратурой, Госдумой, Уполномоченным по правам человека РФ).
По неотложным мерам по противодействию росту заболеваемости туберкулезом и ВИЧ-инфицирования в местах лишения свободы (при ГУИН МЮ РФ, совместно с МВД, Минздравом, Генпрокуратурой, Госдумой РФ).
По неотложным мерам реагирования на экологические правонарушения;
По вопросам предупреждения нарушений прав человека органами дознания и предварительного следствия.
8. Предложить администрации президента РФ объединить работы вышеперечисленных ОЭС и рабочих групп под эгидой Общественной палаты по вопросам правосудия и правопорядка при президенте РФ.
Рекомендовать региональные ОЭС объединить в Общественные палаты по вопросам правосудия и правопорядка при главах исполнительной власти субъектов федерации.
|