Москвичи «повернулись в сторону судов» и жалуются практически на все органы власти, заявила в минувшую пятницу председатель Мосгорсуда Ольга Егорова на совещании столичных судей, посвященном подведению итогов ушедшего года. Несмотря на то, что поступление уголовных дел в суды в 2006-м снизилось, г-жа Егорова призвала коллег готовиться к новому «наплыву» материалов из милиции и прокуратуры.
На совещание судей съехалось практически все руководство столицы: прокурор города Юрий Семин, начальник УФСБ Виктор Захаров, замначальника ГУВД Игорь Веретенников, председатель Арбитражного суда Москвы Олег Свириденко, начальник УФСИН Владимир Давыдов. Несмотря на полученные недавно во время катания на лыжах ссадины, приехал и мэр Москвы Юрий Лужков. В большом конференц-зале Мосгорсуда он занял место в центре президиума подле Ольги Егоровой и с большим достоинством реагировал на фото- и видеокамеры, старавшиеся запечатлеть его синяки.
Г-жа Егорова отметила, что внимание жителей столицы к судам в прошлом году не только не ослабело, а даже выросло. Свыше 300 тыс. гражданских дел поступило в мировые участки, районные суды и Мосгорсуд (для сравнения в 2005 году их было порядка 135 тыс.). «Судебный надзор работает, -- констатировала Ольга Егорова. -- Граждане жалуются практически на все ветви власти. Очень много жалоб на следственные органы, дознавателей, когда люди считаю, что с ними поступили несправедливо. Рост числа обращений в суды говорит о доверии общества к судебной системе».
Уголовных дел, как оказалось, в 2006 году было передано в московские суды гораздо меньше, чем бывало раньше, -- около 32 тыс. Но, по мнению г-жи Егоровой, это вряд ли связано со снижением уровня преступности в столице. «Если правоохранительные органы начнут работать активнее, то и количество дел будет постоянно увеличиваться. Московская милиция, например, просто горит работой, а Владимир Пронин заявил, что суды надо завалить работой», -- сказала председатель Мосгорсуда. Она также перечислила наиболее распространенные в столице преступления. Это прежде всего кражи, наркотики, грабежи, разбои, мошенничества, тяжкие телесные повреждения и убийства. «
Всех, конечно, интересуют взятки. По этим преступлениям в основном проходили врачи, учителя, воспитатели детских садов и
милиционеры. 60% из них сразу признавали свою вину», -- так, по словам г-жи Егоровой, проходила в Москве борьба с коррупцией.
Кроме того, как выяснилось, Мосгорсуд по специальной просьбе ВС проверил, всегда ли мера пресечения в виде ареста назначалась справедливо, то есть при наличии достаточных к тому обоснований со стороны правоохранительных органов. При этом не исключено, что ВС адресовал эту просьбу всем судам субъектов Российской Федерации, и связано это с увеличением количества поступающих в Европейский суд по правам человека жалоб на необоснованность ареста и ненадлежащих условиях содержания под стражей. «Вячеслав Михайлович (Лебедев. --
Ред.) просил узнать, были ли такие случаи, когда суд арестовывал обвиняемых, а прокуратура потом отпускала. Таких случаев много», -- признала председатель Мосгорсуда и тут же велела судьям сделать все, чтобы люди не сидели в тюрьмах слишком долго, и побыстрее рассматривать дела.
В этом контексте интересным оказалось выступление начальника московского УФСИН Владимира Давыдова. Он заявил, что в Москве в настоящее время под арестом сидят 10,5 тыс. человек. «Это, скорее, норма, чем исключение, -- признался г-н Давыдов. -- В минувшем году в городе было зарегистрировано 240 тыс. преступлений, и Юрий Лужков критиковал правоохранительные органы за плохую раскрываемость, так как раскрыта была лишь половина из них. Если же они выполнят свою задачу, то тюрьмы начнут трещать по швам». Для улучшения сотрудничества г-н Давыдов предложил судьям почаще посещать СИЗО, чем вызвал смех в зале. «Уж лучше вы к нам», -- крикнул ему кто-то из судей.
Ольга Егорова отметила и те ошибки, которые судьи чаще всего допускают при рассмотрении уголовных дел, из-за чего потом приходится приговоры отменять. «Бывают случаи, когда дела рассматриваются в отсутствие переводчиков и адвокатов, -- призналась глава московской Фемиды. -- Конечно, следует отметить и плохое качество следствия, но прокуратуру понять можно, у них там в основном молодежь. Однако недопустимо в приговоре ссылаться на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании. Иначе создается впечатление, что вы просто переписываете обвинительное заключение».
Г-жа Егорова обратила внимание на то, что в адрес многих судей от граждан поступают жалобы на грубое обращение. Особенно в этом «отличились» Тверской, Бутырский, Пресненский и Черемушкинский райсуды. «Теперь создана комиссия по этике, и вы все будете туда ходить», -- пригрозила судьям г-жа Егорова. Ничего скрывать при этом председатель Мосгорсуда не намерена, и она еще раз подчеркнула необходимость открытой работы судов. «Мы очень похожи с журналистами. И мы, и они стремимся установить истину по делу. Только у журналистов есть разные способы достижения этой цели, а мы должны решать по закону», -- сказала председатель Мосгорсуда.
Последним выступил Юрий Лужков. Он покритиковал судей за
большие сроки рассмотрения дел и особо подчеркнул необходимость борьбы с рейдерством и недружественными поглощениями, когда «в ряде случаев и правоохранительные органы принимают в этом участие», и «рейдеры продолжают решать свои вопросы через них, а иногда и в судах». Зато мэр похвалил суды за работу по выдворению
нелегальных эмигрантов. «В прошлом году мы выдворили 15 400 человек. Это хороший темп, -- констатировал мэр. -- То, что принято по мигрантам (имелись в виду, видимо, поправки в миграционное законодательство, вступившие в силу в этом году. --
Ред.), -- это полезно, это стало работать. Наконец-то впервые наше государство поступило правильно». При этом, по мнению столичного градоначальника, «воздействовать» надо не только на самих мигрантов, но и на работодателей, «которые этих мигрантов хотят принять». «Мы не решим проблему мигрантов, если такую же ответственность не будут нести и граждане, которые принимают и размещают у себя этих мигрантов», -- добавил мэр. Он подчеркнул, что впервые за последние годы население «дает положительные оценки работе судебной системы». «Но останавливаться нельзя. Любое живое существо должно быть недовольно самим собой. Таково условие прогресса», -- философски заключил г-н Лужков.