Черная полоса, в которую попала администрация Екатеринбурга, не заканчивается -- прокуратура обвинила руководителя одного из муниципальных предприятий в
обрушении моста над Транссибом в сентябре 2006 года. По мнению следствия, муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» финансировало стройки, не прошедшие государственной экспертизы. С начала 2007 года это уже вторая крупная претензия правоохранительных органов к городским властям.
Строящийся мост упал в начале осени, обошлось без физических жертв, но моральные потери были катастрофическими. В этот момент в регионе шла избирательная кампания в облдуму, и единороссы, в чьих рядах состоят свердловский губернатор Эдуард Россель и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, призывали голосовать за «Единую Россию», так как она дает деньги на метро и дорожные развязки. Губернатор тут же сообщил журналистам, что причина обрушения моста в нарушении технологического процесса, полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев на закрытой встрече с журналистами признал большую проблему в строительном комплексе. Он обещал "как офицер" взять дело под свой контроль, довести расследование до конца и обязательно информировать жителей Урала о его результатах. В конце 2006 года Аркадий Чернецкий обвинил в техногенной катастрофе проектировщиков.
Но полпред свое слово сдержал -- в конце минувшей недели окружной информационный центр распространил краткую справку об итогах расследования, которым занималось управление Генеральной прокуратуры по Уральскому федеральному округу. Предварительные выводы следователей сильно отличаются от версий губернатора и мэра. Виновным в обрушении моста Генеральная прокуратура предлагает считать главного заказчика работ, то есть МУП «Благоустройство». Именно его руководство поручило проектирование компании «Уралгипротранс», а строительство передало мостоотряду №72.
Прокуратура установила, что строительно-монтажные работы велись с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ: проектная документация не прошла государственной экспертизы, не было разрешения на строительство. Самое страшное, что при проектировании были допущены отступления от технического регламента, которые никто не заметил. Они и стали причиной обрушения моста. Впервые орган надзора называет даже конкретного виновника, а не одни инициалы, как принято у силовиков. В сообщении указывается, что обвинение в халатности предъявлено директору МУП «Благоустройство» Виктору Меньшикову. Вскоре дело будет передано в суд.
Администрация города уже попросила журналистов не торопиться с выводами. Пресс-секретарь мэра Екатеринбурга Константин Пудов заявил, что у следствия была задача найти виновного и именно ее оно выполняло. Чиновник намекнул, что истинные причины обрушения глубже. Такую трактовку в самой мэрии неофициально объясняют удивлением, которое вызвало заявление прокуратуры и полпредства, -- никто в администрации не думал, что вина за катастрофу будет возложена на власть. Тем более что прокуратура обвинила муниципального служащего Виктора Меньшикова в систематическом нарушении закона. По версии следствия, восстановление рухнувшего моста МУП продолжает по старой схеме.
Управление Генпрокуратуры потребовало от свердловской областной прокуратуры в кратчайшие сроки провести проверку всех крупных строек, поскольку следствию стало известно, что еще две крупные дорожные развязки и мосты строятся без разрешения. Неожиданный поворот в истории с обрушением моста стал больше политической новостью, поскольку это уже вторая претензия силовиков к деятельности муниципалитета за неполные шесть недель 2007 года. С 2005 года прокуратура периодически проводит выемки документов в администрации, возбуждает уголовные дела на сотрудников мэрии и их родственников, но в этом году бьет все рекорды.
В январе следователи в сопровождении автоматчиков изымали бумаги у депутата городской Думы, теперь по уголовному делу проходит глава МУП, и первые выводы следствия говорят о том, что пострадать придется не только ему. Если прокуратура докажет систематический характер нарушения правил застройки, на скамье подсудимых могут оказаться и другие чиновники. В этой ситуации многое зависит от лоббистских возможностей мэра Аркадия Чернецкого.
После январских «маски-шоу» ему удалось добиться официальной реакции прокуратуры: руководство свердловского органа надзора признало привлечение к милицейской операции автоматчиков чрезмерным.