Прокуратура Московского метрополитена в субботу возбудила уголовное дело по факту избиения журналиста русской версии журнала Newsweek 28-летнего Айдара Бурибаева. Пока инцидент квалифицирован по ст. 115 УК РФ -- умышленное причинение легкого вреда здоровью. Но поскольку, по заявлению пострадавшего, бить его начали со словами «Россия -- для русских», решается вопрос и о появлении в деле ст. 282 УК РФ -- разжигание межнациональной или религиозной розни. Кроме того, следователи не исключают, что г-н Бурибаев стал не случайной жертвой нападения националистов -- он много писал о проблеме межнациональных взаимоотношений и ксенофобии, в том числе и
о событиях в Кондопоге.
Как рассказал «Времени новостей» сам Айдар Бурибаев, в пятницу около 23.30 он ехал в метро по Замоскворецкой ветке на встречу с коллегой. По его словам, в вагоне было «достаточно много народа», он стоял, прислонившись к противоположной от выхода двери. Неожиданно к нему подошел один «не очень коротко стриженный молодой человек, не похожий на скинхеда, без сапог, бутц и наколок». «На вид ему было не больше 16 лет, -- рассказал корреспондент Newsweek. -- Он внимательно посмотрел на меня. И, видимо, убедившись, что я еду один, негромко сказал: «Что ты здесь делаешь? Россия -- для русских». Я ответил, что он заблуждается. Тогда он ударил меня в лицо. Я ответил ему тем же. Завязалась драка. А что мне было еще делать, не молчать же?» Тогда к нападавшему присоединились двое приятелей и тоже стали избивать журналиста. «Видимо, четвертый, ему на вид года 22, решил, что без него они со мной не справятся, и тоже присоединился и начал меня бить», -- рассказал г-н Бурибаев. Драка произошла в тот момент, когда поезд приближался к станции метро «Тверская». Пассажиры не вмешивались, только когда двери на станции открылись, по словам журналиста, в драку вмешались два вновь вошедших пассажира. «Они оттащили от меня нападавших, после чего те убежали в переход, -- рассказал журналист. -- Я вышел из вагона. Минут десять приходил в себя, потом пошел в комнату милиции на этой же станции, но там заявление у меня принять не захотели и направили в УВД Замоскворецкой линии на станцию метро «Аэропорт». Пока я доехал до УВД, было уже около половины первого ночи. Там я поговорил с дознавателем, написал заявление и объяснительную. С моих слов были составлены словесные портреты нападавших. Потом меня направили в травмпункт, где сделали рентген. У меня сломан нос, но без смещения, так что врачи сказали, быстро срастется, ничего страшного. Ну, еще у меня на лице ссадины, кровоподтек вокруг глаза, а так больше травм нет».
Пока напасть на след подозреваемых следователям не удалось. При этом они не исключают, что это могли быть не просто «случайные» скинхеды, а нападение было спланировано кем-то из недоброжелателей журналиста, чтобы специально отомстить ему за что-то или «проучить».