Суд города Чусовой Пермского края в пятницу вынес приговор по делу об обрушении крыши бассейна «Дельфин». В декабре 2005 года в результате провала крыши спортивного комплекса погибли 14 человек. Единственным виновным в трагедии оказался главный инженер фирмы «Уралпромэксперт»
Алексей Швецов, который, по мнению суда, «поправил» отчет о состоянии несущих конструкций «Дельфина», из-за чего собственник бассейна --
Чусовской металлургический завод (ЧМЗ) -- вовремя не узнал, что эксплуатация бассейна опасна. В результате он был приговорен к четырем годам лишения свободы. Два других эксперта, проходивших по делу, остались на свободе -- один попал под амнистию, другой находится в международном розыске.
Трагедия в Чусовом произошла в воскресенье днем 4 декабря 2005 года -- в бассейне «Дельфин» на чашу с купающимися людьми неожиданно обрушились 45 бетонных перекрытий. В результате погибли 14 человек, в том числе десять детей, еще 11 получили тяжелые травмы. Выяснением причин трагедии занимались сразу три комиссии -- ЧМЗ, краевая техническая комиссия и местной прокуратуры под контролем Генпрокуратуры. Комиссия ЧМЗ в ходе проверки строительной документации выяснила целый ряд отступлений от проекта, изменений конструкций и применения устаревших норм. В частности, это касалось конструкции несущих ферм крыши, одна из которых и разрушилась. Тем не менее прокуратура посчитала, что причиной обрушения стала именно коррозия несущих конструкций.
За год до ЧП техническое состояние «Дельфина» проверяли работники пермской фирмы «Уралпромэксперт» -- после трагедии в «Трансвааль-парке» аналогичные проверки были проведены по всей стране. Три эксперта -- Анна Акулова, Кельсий Санников и Алексей Швецов -- в своем заключении указали, что бассейн находится в удовлетворительном состоянии и ремонта не требует. Но после трагедии все трое стали основными фигурантами расследования.
Обвинения в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и причинении смерти по неосторожности были предъявлены Кельсию Санникову и Алексею Швецову на основании показаний инженера Анны Акуловой. Она непосредственно проводила обследование бассейна, а на допросах заявила, что в своем отчете указала на опасность коррозии, но ее руководители позже якобы переписали отчет.
Сам Швецов и его адвокат пытались доказать, что Акулова его оклеветала, а причиной трагедии стал сам ЧМЗ -- в отчете эксперты хоть и признали допустимым эксплуатацию бассейна, но дали указания о необходимости определенных работ по защите конструкций бассейна от коррозии, которые завод не выполнил. Однако в проведении независимой экспертизы злополучного отчета на предмет подделки суд обвиняемому отказал. А «выяснить отношения» с самой Акуловой в суде обвиняемый не смог. Поначалу она по делу проходила свидетелем, но в марте 2006 года следователи решили предъявить обвинение и ей (в причинении смерти по неосторожности), следуя той логике, что Акулова не настояла на передаче своих выводов представителям ЧМЗ. Но женщина тогда просто скрылась, по некоторым данным, уехав в Македонию. И теперь она объявлена в международный розыск. В результате суд решил, что отчет о состоянии бассейна все же был сфальсифицирован.
В апреле 2006 года был амнистирован из-за преклонного возраста Кельсий Санников -- на момент совершения преступления ему было 74 года. Главного специалиста «Уралпромэксперта» отпустили, правда, прокуратура заявила, что, согласившись с амнистией, Санников признал свою вину. Таким образом, Алексей Швецов остался единственным обвиняемым. Никто из представителей ЧМЗ в качестве ответчика привлечен не был.
Это обстоятельство, кстати, послужило поводом для недовольства некоторых граждан Чусового. На протяжении трех часов, пока шло оглашение приговора, у здания суда стоял пикет сторонников Швецова, требующих привлечь к ответственности истинных, по их мнению, виновников трагедии -- руководителей ЧМЗ.