Время новостей
     N°221, 30 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2001
Итоговый документ, принятый в ходе обсуждения по теме «Гражданская экспертиза и гражданский контроль»
Итоговый документ обобщает предложения участников тематической дискуссии, «круглых столов» и переговорных площадок.

Дискуссия «Гражданская экспертиза и гражданский контроль» была подготовлена Московской Хельсинкской группой и коалицией «Мы, граждане». В общей дискуссии приняли участие более 150 человек, включая 25 выступающих преимущественно из регионов.

На проблемной дискуссии и «круглом столе» «Гражданский контроль над закрытыми учреждениями», в которой от органов власти приняли участие представители Минюста и Минздрава, были определены следующие проблемы в сфере контроля за закрытыми учреждениями:

1. Институциональное закрепление гражданского контроля как обязательного элемента в отношениях власти и общества;

2. Необходимость прозрачности в осуществлении политики исполнительной власти в отношении закрытых учреждений;

3. Необходимость в выработке механизмов обеспечения прав лиц, содержащихся в закрытых учреждениях.

На переговорной площадке, за исключением замминистра юстиции А.Б. Карлина, других государственных чиновников высокого ранга не было. Присутствие руководящих сотрудников администрации президента РФ, МВД, Генпрокуратуры и других ведомств, отвечающих за закрытые учреждения, не было обеспечено оргкомитетом вопреки договоренности.

На переговорной площадке обе стороны достигли соглашений о необходимости следующих мер:

1. Скорейшее принятие ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания»;

2. Возобновление деятельности общественных советов при МВД, Минюсте и других ведомствах, отвечающих за закрытые учреждения;

3. Внедрение системы подписания соглашений о сотрудничестве между НПО и ведомствами, отвечающими за закрытые учреждения;

4. Создание при АП РФ рабочей группы с участием представителей НПО по проблемам гражданского контроля.

«Круглый стол» «Наказ исполнительной власти как форма гражданской экспертизы» был посвящен проблемам гражданской экспертизы и непосредственно наказов. Переговорная площадка по этой теме состоялась в Совете по экспертизе при правительстве РФ. Была достигнута договоренность о создании совместной группы, состоящей из представителей гражданских союзов и экспертов со стороны правительства и Госдумы, которая займется разработкой закона «Об экспертизе». Этот закон должен в полной мере предусматривать статус гражданской экспертизы, механизм ее формирования и распространения результатов и, что наиболее важно, механизм взаимодействия экспертиз государственной, научной и гражданской, а также обязательный учет их результатов при принятии решений.

На «круглом столе» «Референдум как форма непосредственного участия граждан в управлении государством» участники единодушно приняли план действий, обращенный к власти, но на переговорах не присутствовали люди, уполномоченные даже принимать решение о дальнейшей процедуре переговоров.

Тем не менее и «круглый стол», и представители избиркома на переговорной площадке в Минюсте пришли к единому мнению, что федеральный референдум сейчас не работает как реальный механизм, как и местные и региональные референдумы.

Федеральное законодательство по референдуму нуждается в реформировании.

В частности, бремя доказывания недостоверности подписей должно быть в большей степени возложено на уполномоченный орган -- избирком.

Сформулированные предложения от «круглого стола» были переданы в Минюст и специалистам ЦИК для работы над поправками к законопроекту «Об основных гарантиях избирательных прав...»

В целом, единственным критерием успеха обсуждаемой реформы должно стать увеличение количества проведенных референдумов на местном и региональном уровнях. А также проведение общероссийского референдума, за который отдали голоса 2,5 миллиона граждан России.

На переговорной площадке «Гражданский контроль за избирательным процессом» представители общественных организаций отметили большое число нарушений избирательного законодательства, в том числе со стороны избирательных комиссий (ИК). Гласность в работе ИК не соблюдается. Нарушаются права представителей общественных организаций и даже членов ИК с правом совещательного голоса.

Участники «круглого стола» переговорной площадки от НПО настаивают на том, что гражданский контроль имеет самостоятельное значение в обеспечении целостности избирательного процесса. Представители ЦИК в полной мере не видят различий между гражданским контролем и контролем участников избирательной кампании. Представители НПО настаивают на участии наблюдателей с самого начала избирательной кампании, а не только в день голосования. ЦИК не считает необходимым такие изменения избирательного законодательства.

Участники переговорной площадки были едины во мнении о необходимости создания постоянно действующего экспертного совета из представителей НПО и ЦИК. Были определены две первые темы совместной работы: разработка и реализация образовательных программ для членов ИК, просветительских программ для населения; подготовка наблюдателей, поиск путей обеспечения прав наблюдателей в ходе избирательных кампаний.

22.11.2001г.