«Все шпионы говорят прямо», -- сказал министр обороны США, бывший шпион Роберт Гейтс про речь Владимира Путина на
конференции по безопасности в Мюнхене. Это выступление, которое многие на Западе восприняли как предвестие новой «холодной войны», выглядит ответом на не менее зажигательный (в буквальном смысле слова) спич самого г-на Гейтса в ходе слушаний в комитете по вооруженным силам палаты представителей конгресса США. Там Боб Гейтс, тупо выбивая дополнительные ассигнования на свое ведомство и добиваясь рекордного увеличения численности армии в новейшей истории Штатов, как известно, призвал готовиться к возможной войне с большими армиями -- российской, китайской, иранской и северокорейской. Чем должен снискать уважение и благодарность всех российских сторонников новых разделительных барьеров, «железного занавеса» и очередной реинкарнации особого пути России в новый (точнее, старый) исторический тупик.
Не все шпионы говорят прямо -- хотя бы потому, что шпионов много среди дипломатов, которым говорить прямо не положено. Печально то, что многие шпионы прямо делают, в том числе создают все новые пространства конфронтации на базе своих черно-белых представлений о мире, где есть немногочисленные ненадежные друзья и неисчислимые коварные враги.
До речи г-на Гейтса «суверенная демократия» в России выглядела в глазах многих пиар-прикрытием желания провластных группировок как можно дольше конвертировать свою власть в собственность, чтобы никакой Запад не совал свой нос в этот нехитрый гешефт российской политической элиты. Теперь же певцы «особого пути» могут не просто трубить об угрозе России с Запада, но и приводить цитаты из Боба Гейтса и рассказывать, что американская система противоракетной обороны в Польше и Чехии будет развернута как раз против «встающей с колен» России. И ведь правда: зачем Америке размещать систему ПРО для защиты от северокорейских или иранских ракет на другом конце света относительно потенциальных противников? Натуральная провокация их «шпионов у власти», на которую охотно поддаются наши «шпионы».
Разумеется, с точки зрения здравого смысла никакие глупые речи Гейтса или неумелые действия администрации Буша по вочеловечиванию Ирана с Афганистаном не являются оправданием для попыток России втягиваться в новую гонку вооружений. В конце концов, зачем уподобляться «товарищу Волку», который «знает, кого кушает», когда у тебя проблемы не только с зубами, но и с выбором объектов для трапезы. Но пресловутая «американская военщина» подбрасывает дров в костер той политики, которая вновь способна сделать Россию гигантским политическим изгоем, обескровив ее экономику, как это было с Советским Союзом. А мы опять попадаемся на эту наживку -- если вообразить, что Америка хочет распада России.
На самом деле система ПРО вблизи российских границ, равно как и предложение Ирана к Москве создать газовую ОПЕК, -- это большая проверка непоследовательного, туманного, лишенного опоры на ясно проговоренные и убежденно отстаиваемые ценности политического курса российской элиты. Россия все еще не Запад и не Восток, не Север и не Юг, не мост между Востоком и Западом, поскольку пока не может реально повлиять ни на восточный мир, ни на западный. В таких условиях единственный политически ответственный курс -- превращение России в экономически мощную демократическую страну западного образца. Только такая Россия вместе с Евросоюзом и США как равный партнер сможет отстаивать политические ценности европейской цивилизации в максимально гармоничном сочетании с культурными и религиозными ценностями цивилизации мусульманской, к которой наша страна тоже принадлежит.
Америка точно знает, чего хочет: она хочет, чтобы как можно больше стран в мире жили по канонам западной демократии. То есть ведет себя как «суверенная империя». Россия пока только точно знает, чего не хочет: она не хочет, чтобы миром рулила Америка и учила жить Россию. То есть ведет себя, как «суверенная демократия». В этом мире постоянно идут шпионские игры, сменяемые «холодными» и «горячими» войнами. А люди -- пешки на шахматной доске истории, где «суверенные демократы» рубятся против «суверенных империалистов».