|
|
N°22, 08 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ближневосточный квартет пока ничего не сделал»
Владимир Путин вчера два часа беседовал в Кремле с генеральным секретарем Лиги арабских государств Амром Мусой. Визит в Москву опытного 70-летнего дипломата, в прошлом министра иностранных дел Египта, состоялся на фоне острых конфликтов в регионе Ближнего Востока. И еще одна важная тема -- в это воскресенье г-н Путин станет первым российским лидером, который посетит арабское Королевство Саудовская Аравия. Он побывает также в Катаре и Иордании. С важности визита российского президента в регион генсек ЛАГ Амр МУСА и начал беседу с обозревателем «Времени новостей» Еленой СУПОНИНОЙ.
-- Этот визит очень важен для развития отношений между Россией и арабскими государствами. Это логическое продолжение линии на развитие отношений, о чем Москва заявила первым визитом президента Путина в регион весной 2005 года (тогда Владимир Путин посетил Египет и Израиль, включая Палестинскую автономию. -- Ред.).
-- Перейдем к конфликтам в регионе. У меня такое впечатление, что ближневосточный квартет, особенно США, далек от понимания реалий Ближнего Востока. А вот арабские посредники ближе к действительности, а потому более эффективны. Так зачем тогда арабам квартет, состоящий из России, Евросоюза, ООН и США?
-- Конечно, лучше, когда урегулированием конфликтов в арабском мире занимаются сами арабы, та же Лига арабских государств, а не посредники извне. Но в израильско-палестинском конфликте дела обстоят так, что на Израиль повлиять могут США, но не какое-либо арабское государство.
-- То есть внешние силы нужны, когда речь об Израиле? А конфликтом между самими палестинцами, значит, все-таки должны заниматься арабы?
-- Так ведь противоречия между палестинцами возникли только в последний год. А проблема Палестины существует уже 60 лет. Все это время израильтяне незаконно строят еврейские поселения на палестинских территориях и отказываются уходить с оккупированных земель. Политика Израиля, поддерживаемого некоторыми внешними силами, привела к ухудшению ситуации у палестинцев и стала одной из причин этого взрывоопасного положения.
Бесспорно, что происходит сейчас между палестинцами -- это очень плохо. Такого нельзя было допустить. И я с нетерпением жду результатов встречи в Мекке (в этом священном городе Саудовской Аравии вчера собрались лидеры враждующих палестинских движений ФАТХ и ХАМАС. -- Ред.). Надеюсь, с разногласиями будет покончено, и палестинцы создадут правительство национального единства.
-- Несмотря на призывы России, остальные члены квартета не согласились снять финансовую блокаду с палестинского правительства, сформированного исламским движением ХАМАС. Больше всего этому противились США. Но как раз отсутствие денег в автономии усугубило конфликт...
-- Мое мнение -- ближневосточный квартет пока ничего не сделал. Его деятельность ближе к формальной, нежели к решению вопросов по существу.
-- Так я о том же и говорю.
-- Да, но давайте подождем еще немного, дождемся результатов решений последнего заседания квартета (состоялось в Нью-Йорке 2--3 февраля. -- Ред.). Так, в регион отправится госсекретарь США Кондолиза Райс (19 февраля. -- Ред.). Она встретится с израильским премьером Эхудом Ольмертом и палестинским лидером Махмудом Аббасом. Потом они проведут тройственную встречу. И наконец, четверка снова соберется (21 февраля. -- Ред.) уже в Берлине. Если прогресс будет достигнут, то это станет качественным сдвигом в работе квартета. А если нет -- ну что ж, мы все ждали, ждали... Но до сих пор квартет не был ни активным, ни эффективным.
-- Квартет уже три года безрезультатно держится за международный план урегулирования «Дорожная карта». Этот план еще нужен?
-- Если обе стороны, израильтяне и палестинцы, полностью его выполнят, то это одно. А если кто-то попытается изменить этот план за счет интересов другой стороны, то так дело не пойдет.
-- Но ведь стороны уже не выполнили этот план! В соответствии с «Дорожной картой» палестинскую проблему должны были решить еще в 2005 году.
-- План не был выполнен, потому что существовала опасность, что одна из сторон его исказит. Сейчас еще можно спасти «Дорожную карту», в которой есть такие важные пункты, как прекращение поселенческой деятельности израильтян.
-- Зачем спасать то, что умерло? Предложите другой план!
-- Мы сейчас не будем предлагать другие планы. Квартет хочет оживить «Дорожную карту» -- пусть так. Давайте подождем еще. Ведь речь уже не о годах или даже месяцах. Речь о ближайших неделях!
-- А если квартет за эти недели не преуспеет?
-- А если не преуспеет, то надо, без сомнения, передавать этот вопрос в ведение Совета Безопасности ООН.
-- Может, надо изменить состав квартета? Российский президент еще в конце 2006 года предложил расширить четверку до пятерки, пригласив Египет.
-- Представители Египта, Иордании и Саудовской Аравии уже принимали участие в последнем заседании квартета, но только как гости. Вообще расширение квартета возможно, важно и даже нужно, если он продемонстрирует эффективность, если начнется работа. А зачем участвовать в мертвой структуре, на что вы и сами намекаете?
-- Возможно ли объективное посредничество в остром палестино-израильском конфликте? Вот сочинил один египетский певец популярную песенку с припевом «Я люблю Амра Мусу и ненавижу Израиль». Получается, можно быть либо на стороне арабов, либо на стороне Израиля, либо так, либо эдак.
-- Нет, не так и не эдак. Арабы готовы к справедливому миру, но не по-израильски. Но ведь и Израиль не желает такого мира, каким его видят арабы. Нужен компромисс, в этом и есть справедливость.
-- Вы согласились с мнением Москвы о необходимости проведения двух международных конференций -- по проблемам Палестины и Ирака.
-- Да, конечно, я согласен с тем, что необходимо провести такие конференции.
-- А это не превратится в говорильню? Встретились, поговорили, а проблему не решили.
-- Нет-нет-нет, что вы. Двух- или трехдневную конференцию под эгидой ООН по арабо-израильскому конфликту предполагается провести совсем на иных принципах. Она должна дать толчок плодотворным и прямым переговорным процессам между израильтянами и палестинцами, израильтянами и сирийцами, израильтянами и ливанцами. Она могла бы стать такой же важной конференцией, как в Мадриде в 1991 году, давшей толчок мирным процессам в регионе. И должен быть выработан график выполнения принятых решений.
Все должно произойти в этом году. 2007 год очень важен. Если в этом году не произойдет рывка вперед, то решение всех ближневосточных проблем может быть отложено очень надолго. Пора прекратить пустые разговоры об определении конечного статуса палестинских территорий. Есть четкая цель -- создание государства Палестина.
-- Возможно ли проведение такой конференции в Москве?
-- Почему нет? Вполне возможно.
-- А конференцию по Ираку тоже надо провести в этом году?
-- Цель международной конференции по Ираку -- привести стороны к национальному примирению. Но в сегодняшних тяжелых условиях в Ираке проведение такой конференции проблематично.
-- Согласны ли вы с мнением иорданского короля Абдаллы II, что в регионе вот-вот разразятся три гражданские войны -- в Палестине, Ливане и Ираке? Впрочем, в Ираке гражданская война уже идет...
-- Есть такая угроза. Ситуация в Ираке очень тяжелая. Есть такая угроза и в Ливане. Опасное положение дел в Палестине.
-- Вы занимаетесь еще и урегулированием ливанского кризиса, но сейчас в Бейрут отправили своего помощника. А когда поедете туда сами?
-- Я еще не решил, хочу как раз дождаться отчета от помощника. Ливанская проблема сложна, здесь надо действовать очень внимательно.
-- Согласны ли вы с мнением ливанского премьера Фуада ас-Синьоры и депутата Саада Харири, что вмешательство соседней Сирии в дела Ливана затрудняет национальное примирение?
-- Я не считаю, что трудности проистекают только от внешних сил. Это ливанская проблема. Нельзя не учитывать и давние отношения между Сирией и Ливаном.
-- Фуад ас-Синьора предлагает провести в Ливане досрочные президентские выборы. А оппозиция, наоборот, выступает за досрочные парламентские выборы, чтобы сменить правительство. Что предлагаете вы как посредник?
-- Полномочия президента Эмиля Лахуда (пользуется поддержкой ливанской оппозиции и Сирии. -- Ред.) истекают в ноябре. Я считаю, что он должен остаться на посту до конца этого срока. Но президентские выборы могут пройти до сентября, чтобы определиться с новым президентом.
После этого возможно проведение новых парламентских выборов в соответствии с новым законом о выборах, над которым сейчас идет работа, как того хочет оппозиция. Пока же первоочередные задачи -- это формирование правительства национального единства и решение вопроса о создании международного трибунала (по убийству экс-премьера Рафика Харири 14 февраля 2005 года в Бейруте; вчера ООН и правительство Ливана подписали соглашение о создании трибунала. -- Ред.).
Ливанская оппозиция не против трибунала, но у нее есть опасения. Есть три-четыре пункта по уставу трибунала, вызывающие разногласия. Возможно, в текст надо будет внести изменения. Надо, чтобы ливанцы достигли согласия по трибуналу. Главное опасение -- чтобы процесс не был использован в политических целях.
-- Какие пункты вызывают разногласия?
-- Ну, например, насколько ответствен руководитель за действия, совершенные его подчиненным.
|