Время новостей
     N°22, 08 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2007
Женщины, которые сделали Англию
Казалось, что может быть общего между двумя этими женщинами. Одна вошедшая в историю как королева-девственница, другая как королева-мать. Одна так и не вышла никогда замуж, другая за два десятилетия замужества подарила стране и супругу девятерых детей, а потом более сорока лет -- половину жизни -- носила траур по покойному супругу. Одна не стеснялась нанимать на работу пиратов, другая демонстративно держалась над политическими схватками. Одна была в центре будораживших страну слухов из-за своих фаворитов, другая олицетворяла практически мещанскую мораль.

И тем не менее именно две эти женщины сделали англичан англичанами, а Британию одной из ведущих наций мира, и когда обе, переправив свою страну в следующий век, Елизавета в XVII, Виктория -- в XX, отошли в мир иной, англичане почувствовали себя настоящими сиротами. Но сходство было не только в этом.

И та и другая взошли на престол в силу невероятных стечений обстоятельств, а по мере возвышения в рядах престолонаследия близким приходилось заботиться об их физической безопасности от гибельных происков конкурентов. И та и другая, взойдя на престол, вызывали скепсис у своих подданных. И та и другая были последними в своих династиях, соответственно Тюдоров и Ганноверов, сумев реабилитировать, и как реабилитировать, соответствующие династии перед потомками.

Многие историки считают, что особой заслуги Елизаветы и Виктории в тех рывках, которые сделала Англия в годы их правления,нет. Пусть считают. Мы же констатируем, что только Елизавета и Виктория дали свои имена эпохам.

Королева-девственница

Дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавета взошла на престол в возрасте 25 лет в 1558 году, после смерти своей сводной сестры Марии Тюдор. Лишившаяся в раннем детстве матери и объявленная в завещании Генриха VIII только третьей по порядку наследования престола после Эдуарда VI и Марии, Елизавета провела детство, юность и начало молодости в скромной обстановке, находясь в постоянном страхе за свою жизнь. Воцарившись, она практически сразу начала править, проявляя ум, сметливость, дипломатию, иногда необходимую для сохранения короны жесткость и жестокость. Для пользы дела не брезговала идти на союз с сомнительными личностями типа сэра Фрэнсиса Дрейка. Короче, обладала превосходными политическими качествами, главными из которых во все времена были чутье и оппортунизм.

С ее именем связаны расцвет и начало упадка абсолютизма, громкая победа англичан над испанской «Армадой», выход Англии на атлантические просторы, кратковременный, но блестящий взлет английского Возрождения, отмеченный именами Шекспира, Марло, Бена Джонсона. Англия завоевывала мировую арену, ее моряки и каперы наводили ужас на испанцев, бывших долгое время хозяевами Атлантического океана. Союза с Англией домогались французские гугеноты, протестантские князья Германии, нидерландские повстанцы, поднявшиеся против испанского владычества, и даже Иван Грозный.

Англия была чуть ли не единственной страной, в которой удалось избежать религиозной войны. Не имея потомства, Елизавета почти все свое 45-летнее царствование боролась с посягательствами на свой трон со стороны шотландской королевы Марии Стюарт, которую она в конце концов казнила, а также испанских Габсбургов. И в те же десятилетия англичане вслед за своей королевой все больше и больше испытывали гордость за свою страну и за самих себя. И это, вероятно, было главным в елизаветинской эпохе. Через три четверти века после ее кончины в 1603 году епископ Барнет, выдающийся историк, выразит общее мнение англичан о последней из Тюдоров.

«...Она укрепила валюту, мореплавание процветало, торговля ширилась...

Она правила в сердцах своих подданных, и весь мир восхищался ее знаниями, достоинствами и мудростью... Потому что во всем главным для нее были высшие интересы нации».

Крестница русского царя

Виктория, королева Великобритании с 1837 по 1901 год, была последней представительницей Ганноверской династии, передавшей правление династии Виндзоров. Исторический анекдот, но сама Виктория об этом не знала, поскольку супруг ее, давший имя новой династической линии, был Альбертом Сакс-Кобург Готским, однако во время первой мировой войны это звучало для англичан слишком уж по-немецки, и династия в патриотическом порядке была переименована.

Виктория, разумеется, вошла в историю совсем не этим, хотя могла не попасть в нее и вовсе. Она была всего лишь дочерью четвертого сына Георга III, прославившегося своей многодетностью -- их у него было 12 человек -- и своими безумствами. У Ганноверской династии вообще репутация была не ахти какая. По словам жены русского посла, королевский дом Англии в первой трети XIX века напоминал ей приют сумасшедших под предводительством короля -- беспробудного пьяницы. Представители Ганноверской династии вообще отличались недостойным поведением.

Однако Виктория не только реабилитировала семью, но и оставила в сердцах англичан самые что ни на есть теплые чувства восхищения и благодарности. Виктория появилась на свет 24 мая 1819 года. Девочку нарекли Александриной Викторией. Первое имя было дано в честь русского крестного отца императора Александра I.

Когда Виктории было всего восемь месяцев, ее отец, славившийся отменным здоровьем, скоропостижно умер от воспаления легких, существенно повысив ее шансы престолонаследия. Детство было бедным и беспокойным, девочка всегда спала в спальне матери, которая опасалась возможных покушений на ее жизнь. Ведь вместе с годами возрастали и шансы стать наследницей престола. Что и случилось, когда девочке исполнилось 12 лет. А в 18, в 1837 году, она уже стала королевой.

Кстати, одним из первых действий юной правительницы, несомненно не без участия талантливых министров, а на них ей в общем и целом везло, было остроумнейшее решение многовековой шотландской проблемы. Была отменена государственная монополия на производство спиртного. Шотландцы получили возможность гнать виски и успокоились.

Заслуга ли это Виктории или ей повезло, что в 1840-е годы, когда по Европе катилась революционная волна, Британия этого счастливо избежала, а английская экономика вступила в полосу стремительного подъема. Демонстрацией ее технических возможностей стала прошедшая с огромным успехом Лондонская всемирная промышленная выставка 1851 года. Организационный комитет выставки возглавил принц Альберт, открыла выставку сама Виктория. Англия, распространив свои амбиции и влияние на все континенты, стала империей, над которой никогда не заходит солнце, а монархия стала символом стабильности, процветания, прогресса.

Она прекрасно знала свои обязанности, а потому никогда не пыталась вносить коррективы или игнорировать те государственные решения, которые были приняты кабинетом министров. Но это отнюдь не отменяло полной и повсеместной подотчетности Ее Величеству «в каждом данном случае, дабы она знала, чему она дает свою королевскую санкцию». Не раз в своих посланиях правительству она в угрожающем тоне напоминала, что в случае нарушения ее права быть посвященной во все дела, по которым принимаются решения, министры рискуют оказаться «удаленными от должности».

Ей, безусловно, везло с премьер-министрами, особенно с Бенджамином Дизраэли. У них было немало разногласий, он они были едины в самом главном -- оба были убежденными сторонниками имперской политики. Виктория всегда выступала сторонницей самых активных шагов к расширению территорий, подвластных Англии. Для решения этой грандиозной задачи все средства были хороши -- именно этому учил когда-то жену принц Альберт -- хитрость, подкуп, силовой нажим, быстрота и натиск. Она приняла страну, раздираемую внутренними противоречиями и безумным правлением, а оставила после себя первую державу мира.

Королева скончалась 22 января 1901 года. Англичане восприняли ее смерть как конец света. Невозможно было поверить в то, что их королева может умереть, как всякий обычный человек. Ее подданные успели привыкнуть к мысли, что она вечна.

Елена Косточкина
//  читайте тему  //  Исторические версии