Время новостей
     N°22, 08 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2007
Максимум подписей в минимальный срок
Мосгордума развеяла иллюзии горожан относительно возможности проведения референдума
Москвичам предложили окончательно делегировать свои права на решение ключевых проблем городской жизни исполнительной и законодательной власти. А точнее, занимающим сейчас большинство кресел в Мосгордуме и мэрии представителям «Единой России». Вчера единороссы из городского парламента окончательно развеяли иллюзии относительно возможности волеизъявления жителей столицы по насущным экологическим, жилищным или транспортным вопросам на общегородском референдуме. Обновленный закон «О референдуме в городе Москве», принятый в первом чтении, несмотря на категорические протесты оппозиции, по сути, сводит к нулю шансы инициативных групп добиться от власти и избиркома проведения плебисцита. По мнению депутата от фракции КПРФ Владимира Лакеева, референдум хоть и «сильнодействующее лекарство, которое нужно применять нечасто и с осторожностью», но разработчики законопроекта из мэрии откровенно перенасытили его «ограничителями».

Править закон, как утверждает председатель Московской городской избирательной комиссии Валентин Горбунов, пришлось только из-за изменения федерального законодательства о референдумах. Теперь, в частности, вводятся ограничения для финансового участия в референдумах некоммерческих организаций, получающих средства для существования из-за рубежа. Кроме того, позволяется выступать с инициативой проведения референдума не только общественным, но и избирательным объединениям. Однако городские чиновники не упустили предоставленной федеральным законом возможности предъявить более жесткие требования к инициаторам плебисцита. Везде, где центр предлагал регионам «вилку» по срокам сбора подписей или количеству подписавших обращение в избирком, Москва выбирала самую жесткую норму.

Городской закон, в частности, требует, чтобы инициативная группа собрала в поддержку референдума 2% подписей от списочного состава избирателей (это максимум по федеральным нормам). Срок же сбора подписей, напротив, сокращен до минимума и не должен превышать 30 дней. Кроме того, численность инициативной группы для проведения референдума, согласно предложению Московской городской избирательной комиссии, по-прежнему не может быть менее 300 человек. «Можно было снизить количество подписей до 1--1,5%, но авторы берут потолок в 140 тыс.», -- посетовал г-н Лакеев, назвав документ, предложенный исполнительной властью и поддержанный единороссами, «проектом закона о запрете референдума».

В том, что законопроект состоит исключительно из «рогаток» и «бюрократических препон», убежден и лидер фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» Сергей Митрохин. «Ни одна группа граждан, если за ней не стоит административный ресурс, провести в городе референдум не сможет. Все предыдущие попытки захлебывались на ранних стадиях, чего только стоит нотариальное заверение подписей в поддержку проведения референдума, -- пояснил г-н Митрохин «Времени новостей». -- А власть референдумов боится».

Несмотря на критику и обвинения оппозиционеров, единороссы в Мосгордуме сохраняли полное спокойствие. Заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Портнова заявила, что беспокоиться не о чем, поскольку москвичи все равно не торопятся реализовать свои права. По ее мнению, причиной того, что многочисленные экологические, жилищные и транспортные вопросы в столице не были вынесены на референдум, являются не запреты, а «апатичность населения». А если и подавались некие заявки на проведение плебисцитов по тому или иному вопросу, то все они были вопиюще неграмотны. «Определены гарантии гласности, -- считает г-жа Портнова. -- Все, что не запрещено, -- разрешено». Составляющие в Мосгордуме большинство представители партии власти согласились и с этим, и с тезисом о том, что говорить о ликвидации замеченных оппозицией недостатков в отсутствие правоприменительной практики закона не имеет смысла.

Юлия ХОМЧЕНКО