|
|
N°22, 08 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Россия!» в арабской транскрипции
На Ближнем Востоке рождается новая культурная империя
12 февраля ожидается визит главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого в один из крупнейших и богатейших городов Объединенных Арабских Эмиратов -- Абу-Даби. Там осенью планируется осуществить очередную гастроль мегавыставки «Россия!», амбициозного проекта империи Фонда Гуггенхайма и его директора Томаса Кренца. Выставка станет пропилеями в новый культурный мир, что через десять лет появится близ города Абу-Даби, на острове Саадиат.
Представитель Фонда Гуггенхайма Ник Ильин рассказал читателям нашей газеты о проекте, который рискует изменить традиционную географию художественных центров планеты. За 29 млрд долл. на острове Саадиат (Остров счастья) будет выстроен комплекс, включающий четыре музея, театрально-концертный зал и 19 павильонов для биеннале. Макеты четырех построек сейчас можно увидеть на выставке, что открылась в роскошном «Эмират-Палас-отеле» Абу-Даби. Проекты сделали звезды мировой архитектуры. Жан Нувель спроектировал Музей классического искусства. Заха Хадид работает над Театральном центром (Performing Art Centre) с пятью сценами, что смогут вместить 6300 зрителей, Тадео Андо -- над Музеем моря, наконец, Фрэнк Гери -- над новым Музеем Гуггенхайма. Автор еще одного музея, посвященного «отцу нации», первому президенту ОАЭ шейху Заеду Бин Султану Аль Нахъяну, пока неизвестен. Его имя определится в результате конкурса.
Инфраструктура нового культурного центра окажется развитой и сложной благодаря идее Томаса Кренца создать на острове пространство новой биеннале. Музейный центр выстроен на морском побережье. В глубь острова врезается канал, вдоль которого располагаются 19 многофункциональных павильонов. Томас Кренц намеренно заставляет вспомнить топографию другого знаменитого артфорума -- планировку Венецианской биеннале в садах на Большом канале. Его новый проект -- дерзкий вызов традиционному и старейшему фестивалю.
Ник Ильин подчеркнул, что у россиян есть особенный повод для гордости. Один из павильонов биеннале спроектировал знаменитый концептуальный архитектор Юрий Аввакумов. Галерея с символичным номером один будет первой масштабной постройкой мэтра «бумажной архитектуры». Кстати, присутствовавший на презентации единственный представитель нашей страны член Совета Федерации, президент фонда содействия сохранению культурного наследия «Русский авангард» Сергей Гордеев участие российских архитекторов в гуггенхаймовском проекте назвал архиважным для нового имиджа России.
Какой же павильон предложил для биеннале Юрий Аввакумов? Придуманную им совместно с бывшим «бумажным архитектором» Андреем Савиным концепцию Юрий объяснил так: «Создаваемая из бетона и стекла постройка напоминает пальмовый лист. По площади наш павильон должен быть в пять раз больше щусевского в Венеции. От пирамидального входа разбегаются пять лучей -- галерей. В интерьерах хотелось добиться пространственного образа, ассоциирующегося с театром «Олимпико» или архитектурой клуба Мельникова. Лучи завершаются калейдоскопическими витринами, нацеленными в город».
К открытию первой биеннале в 2012 году павильон обязан быть в рабочей форме.
Сергей ХАЧАТУРОВ