Время новостей
     N°21, 07 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.02.2007
Реакционер на прогрессивном посту
Юрий Темирканов будет работать в Большом театре
Большой театр официально объявил о назначении художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии и главного дирижера Академического симфонического оркестра (так называемая "Заслуга") Юрия Темирканова на пост главного приглашенного дирижера. Генеральный директор Анатолий Иксанов уточнил, что «на первом этапе» контракт заключен сроком на три года начиная с сезона 2007/08 с возможностью продления. И рассказал, что у него с Темиркановым одни театральные корни: будущий маэстро студентом работал в оркестре Ленинградского БДТ, и в этом же театре потом 20 лет проработал Иксанов. А перед тем, как прийти в Большой, Иксанов получил от Темирканова приглашение работать в питерской филармонии, но не принял его. Теперь Темирканов, только что отказавшийся продлевать контракт с Балтиморским симфоническим оркестром («У меня появилось хоть какое-то время»), согласился на приглашение директора Большого. «После 13 лет в Кировском театре я уже не особенно хотел возвращаться в оперу, этого было совершенно достаточно. Но от возможности поучаствовать в жизни главного театра страны все-таки не мог отказаться», -- объяснил дирижер, до этого появлявшийся «на главной сцене» в 1977 году -- он ставил тогда «Мертвые души» Щедрина.

Теперь он с сомнением относится к новым операм («К старости я стал реакционером!»), но «Мертвые души» называет самым гениальным сочинением. «Как раз грядет юбилей Гоголя -- вот и поставите! Театр согласится!» -- мгновенно реагирует Михаил Швыдкой.

По словам главы «Роскультуры», введение должности «главный приглашенный дирижер» не из ряда вон выходящее событие (это общемировая практика музыкальных театров и симфонических оркестров), но для Большого театра это важная веха. «Шесть лет назад мы долго дискутировали о том, кто должен быть главным дирижером Большого. Назывались разные кандидатуры. Счастливым образом мы уговорили Александра Ведерникова, и театр получил в высшей степени талантливого дирижера. Через 14--15 месяцев у театра уже будет две сцены, и согласие выдающегося маэстро занять должность главного приглашенного сделает развитие театра одновременно предсказуемым и неожиданным: талант Темирканова придаст ему новые грани. И вообще согласие обоих маэстро -- это художественный подвиг».

Конкретные очертания подвига, впрочем, пока точно не определены: нет данных о том, сколько именно концертов и спектаклей в год должен будет иметь в Большом новый приглашенный, тем более речь еще не идет о конкретных названиях («Мои приоритеты -- «Травиата», «Кармен», «Пиковая дама», «Онегин», но решать будет театр»). Темирканов ссылается на все еще существенную занятость (он остается главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Датского радио и связан многочисленными менее длительными контрактами), но обещает, что возможностей со временем будет появляться все больше и больше.

Известно, что в январе он выступит с оркестром Большого театра в симфонической программе -- подобной той, которая состоялась 13 января этого года и стала импульсом к договоренности между театром и дирижером. Также сказано, что оркестр Большого театра примет участие уже в следующем темиркановском фестивале «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге.

Словом, Большой театр нашел по-настоящему эффектное и выгодное применение международным менеджерским и художественным технологиям (главные приглашенные дирижеры работают в европейских и американских симфонических оркестрах, в оперных театрах, хотя и не в каждой из самых крупных институций -- например, в миланском «Ла Скала» работает Даниэль Баренбойм, а в Парижской опере, напротив, собрано «содружество музыкальных директоров»). Но четкой определенности по отношению к объемам и срокам, также принятой в мировой практике, пока избежал. Зато теперь упреков в не слишком частом приглашении в театр дирижеров-звезд (по сравнению с приглашением режиссеров) станет, безусловно, меньше. Тем более что в оркестровой яме в скором времени появятся и Михаил Плетнев, и Марисс Янсонс. Учитывая, что оркестр, возглавляемый Александром Ведерниковым, находится в отличной форме, результаты явно могут быть интересными. Так же как результаты сотрудничества с Темиркановым, когда из позиционного проекта оно превратится в художественный.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка