|
|
N°20, 06 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дефицит прочности
Обвиняемым в покушении на Чубайса собрали новых присяжных
Мособлсуд вчера сформировал новую скамью присяжных заседателей для рассмотрения дела о покушении на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. Предыдущая коллегия была распущена 20 декабря прошлого года, после двух месяцев работы. На этот раз отобрать присяжных удалось довольно быстро -- всего за две недели (первый раз на отбор коллегии ушло полгода). Однако и новый состав коллегии участники процесса уже неофициально окрестили «временным» из-за «малого запаса прочности» -- в коллегию вошли лишь двое запасных присяжных.
Подсудимых по делу о покушении на Анатолия Чубайса трое -- отставной полковник ГРУ Владимир Квачков и двое его знакомых из числа бывших десантников Александр Найденов и Роберт Яшин. 17 марта 2005 года на выезде из поселка Жаворонки Одинцовского района Московской области на пути следования кортежа Чубайса сработало взрывное устройство, после чего машины были обстреляны (к счастью, тогда никто не пострадал). По версии прокуратуры, Квачков, Найденов и Яшин совершили покушение на убийство главы РАО «ЕЭС» «на почве экстремистских взглядов и неприязни к Чубайсу». Еще при первом рассмотрении подсудимые выразили желание, чтобы их дело рассматривалось судом присяжных. Собрать коллегию удалось с огромным трудом, поскольку поначалу суд никак не мог собрать необходимое число кандидатов, согласных рассматривать это дело. Однако проработали присяжные недолго. Прокурор подал ходатайство о роспуске коллегии, считая ее необъективной, поскольку на ее членов оказывалось давление через СМИ и пикетчиками из числа сторонников подсудимых.
Началось вчерашнее заседание с рассмотрения очередной партии ходатайств со стороны защиты. Как рассказал источник, близкий к суду, в частности, адвокаты подсудимых вновь потребовали отвода председательствующего на процессе Александра Козлова. Причина, указанная в прошении, может считаться уже традиционной -- множественные нарушения и субъективность рассмотрения дела. В качестве доказательства приводятся слова г-на Козлова, с которыми он обратился к кандидатам в присяжные на предыдущем отборе: «Те, кто не способен вынести обвинительный вердикт, прошу взять самоотвод». Позже, насколько известно, судья исправил свою оговорку, и «обвинительный вердикт» был заменен на «объективный». Тем не менее защита постоянно это припоминает судье. Впрочем, сам г-н Козлов регулярно отклоняет ходатайство о замене судьи, и вчера отклонил не только это, но и остальные пять прошений защиты.
Всего вчера в суд явилось 34 кандидата в присяжные. Каждая из сторон заявила несколько отводов, и в итоге скамью сформировать удалось. Было выбрано 12 основных и два запасных заседателя. Примечателен состав скамьи: подавляющее большинство присяжных составили женщины -- в «основном» составе коллегии оказался лишь один мужчина. В официальных комментариях стороны обвинения и защиты вчера не освещали результаты отбора. Но неофициально некоторые участники процесса назвали эту коллегию «критической и временной», имея в виду, что при двух резервных заседателях скамья, по их мнению, не «дотянет» до вердикта и рассмотрение придется начинать снова.
Еще одним поводом для противоречий вчера стали ноутбуки, которыми пользуются адвокаты Найденова и Яшина. Как рассказал источник в суде, чтобы окончательно соблюсти принцип равенства сторон, судья Козлов настоятельно порекомендовал защитникам не пользоваться компьютерами во время судебного заседания, поскольку обвинение и адвокаты потерпевших пользуются только бумажными документами. Г-н Шугаев, представляющий интересы Анатолия Чубайса, по этому поводу сказал, что «это правильное решение, поскольку с помощью таких компьютеров можно вести не только аудио- и видеозапись, но и проводить прямые онлайн-трансляции этого закрытого процесса». В свою очередь адвокат Найденова г-н Коблев заявил, что «осуществлять защиту без ноутбука им будет практически невозможно, поскольку только на перевод материалов по его подзащитному в бумажный вид (дело насчитывает 30 томов. -- Ред.) потребуется порядка 500 долл., а таких денег у Найденова нет». Тем не менее судья, заслушав стороны, назначил следующее заседание на 12 февраля, дав, таким образом, защите время на перевод документов из электронного вида на бумажные носители.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ