|
|
N°21, 07 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Референдум умер, но дело его живет
КПРФ отстаивает право на проведение своего плебисцита в Конституционном суде
Вчера Конституционный суд России приступил к рассмотрению жалобы КПРФ о проверке на соответствие Конституции отдельных положений закона о референдуме. Таким образом, коммунисты продолжили борьбу за право провести всероссийский референдум, начатую еще осенью 2002 года. Интересы КПРФ в КС вчера защищал лично руководитель партии Геннадий Зюганов. Рассмотрение жалобы может занять около месяца.
История борьбы за референдум уходит корнями в прошлое, можно даже сказать в другую политическую эпоху. Осенью 2002 года, когда в стране еще всенародно избирали губернаторов и даже в проекте не было дела ЮКОСа, КПРФ в первый раз заявила о своем намерении поинтересоваться мнением народа по вопросам повышения минимального размера оплаты труда, пенсий, а также национализации природных ресурсов, стратегических объектов экономики, восстановления госсобственности на землю. Однако тогда думская фракция «Единая Россия» блокировала эту инициативу, приняв закон о моратории на референдум в год федеральных выборов. Единороссы, в частности, мотивировали свою позицию недопустимостью использования всенародного волеизъявления в качестве предвыборного пиара.
Коммунисты дождались, пока пройдут думские и президентские выборы, и снова было собрались созывать референдум. Однако тут же, как назло, подоспела президентская инициатива -- новая редакция закона о референдуме, сильно усложняющая процедуру его подготовки и проведения. Теперь для того, чтобы провести плебисцит, четыре с половиной тысячи человек -- по сто в каждом регионе -- в течение двух месяцев, нотариально заверив свои собственные подписи, должны будут собрать порядка двух миллионов подписей. Однако Компартию эти трудности не испугали. К тому же за это время на повестке появились новые темы, например многострадальная монетизация льгот. Коммунисты снова взялись за подготовку референдума весной 2005 года. Однако Центральная избирательная комиссия России дала отрицательное заключение на 15 из 17 вопросов, вынесенных Компартией на референдум. Отказ был мотивирован тем, что закон (уже принятый в новой, президентской редакции) запрещает выносить на референдум вопросы, касающиеся поправок в федеральный бюджет и изменений финансовых обязательств государства, а также вопросы, которые допускают множественность толкований.
Два вопроса, по которым ЦИК разрешил проведение референдума, касались возврата к выборам депутатов Госдумы по одномандатным округам (а не только по партийным спискам) и сохранения отсрочек от армии, действовавших на 1 января 2005 года. По подсчетам КПРФ, проведение референдума потребует около 40 млн руб., а потому проводить плебисцит только по двум вопросам не имеет смысла.
КПРФ попыталась обжаловать решение Центризбиркома в Верховном суде России, однако успеха не добилась. Теперь спор перешел в Конституционный суд. Вчера в перерыве между заседаниями председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов в беседе с журналистами выразил надежду на то, что суд «вернет народу право на референдум». По словам товарища Зюганова, решение ЦИК «лишает людей права проявить инициативу и выполнить свою главную функцию: народ -- источник власти». «У Конституционного суда сейчас есть возможность поправить это беспрецедентное положение», -- сказал председатель ЦК КПРФ.
В свою очередь представитель президента России в Конституционном суде Михаил Кротов вчера выразил мнение, что жесткий закон о референдуме необходим, дабы «не допустить использования народного голосования в политических целях». «Референдум не должен рассматриваться как подмена парламентской демократии», -- сказал он, выступая на заседании суда. (Хотя тут встает вопрос о демократичности самого парламента.) Представитель Совета Федерации Юрий Шарандин также заметил, что «нельзя на референдум выносить вопросы, касающиеся непосредственно порядка управления страной». А представитель Госдумы Елена Мизулина считает, что заявители «используют Конституционный суд как политическую трибуну», и предлагает суду прекратить производство по жалобе КПРФ.
Так что едва ли надежды Геннадия Зюганова на то, Конституционный суд "вернет народу право на референдум", оправдаются.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА