|
|
N°20, 06 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Я хотел купить, он хотел продать»
Вадим Швецов стал контрольным владельцем «Северсталь-авто», Алексей Мордашов сосредоточится на стали
«Северсталь-авто» перешла под контроль своего генерального директора Вадима Швецова. Об этом он сам рассказал на встрече с журналистами. «Я верю в этот бизнес, -- заявил г-н Швецов, -- и поэтому я его купил».
До этого крупнейшим акционером компании с пакетом в 49,3% акций был глава и основной акционер «Северстали» Алексей Мордашов. Г-ну Швецову до завершения сделки принадлежало в компании 8,7%. Он говорит, что выкупил акции у г-на Мордашова «по рыночной цене». Однако сумму сделки не раскрывает. Общая оценка компании по итогам текущих торгов составляет 976,7 млн долл. Таким образом, пакет мог обойтись г-ну Швецову в сумму порядка 450--480 млн долл. Все расчеты по сделке г-н Швецов осуществлял из собственных средств: «У меня были достаточные средства, чтобы рассчитаться по этой сделке». Он поясняет, что продал, в частности, свои 1,5% «Северстали». Исходя из рыночной капитализации компании (порядка 13 млрд долл.), за этот пакет он мог выручить примерно 190 млн долл. Кроме того, г-н Швецов продал часть своего пакета в Челябинском цинковом заводе (ЧЦЗ), чтобы профинансировать увеличение своего пакета в «Северсталь-авто» до контрольного, однако свою долю в ЧЦЗ он не уточнил. Известно, что перед размещением акций этого предприятия на бирже в конце прошлого года г-н Швецов контролировал 44% акций предприятия. Исходя из условий размещения, за свою долю он мог получить порядка 370 млн долл., правда, по условиям размещения часть из полученных средств, вероятно, была им потрачена на выкуп допэмиссии ЧЦЗ. Вадим Швецов не исключает возможности дальнейшего увеличения своей доли в «Северсталь-авто».
Как пояснили в пресс-службе компании, г-н Швецов выкупил у г-на Мордашова акции офшорной компании NewDeal Investments, которая контролировала 58% «Северсталь-авто». В ней до завершения сделки г-ну Мордашову принадлежало 85%, а г-ну Швецову -- 15%. Теперь же г-н Швецов контролирует 100% NewDeal.
Сделку со своим партнером Алексеем Мордашовым он объясняет тем, что каждый из них хотел сосредоточиться на одном бизнесе. Для г-на Мордашова -- это стальной бизнес, для г-на Швецова -- автомобильный: «Самый сложный, но самый интересный бизнес». «Я хотел купить («Северсталь-авто». -- Ред.), он хотел продать. Наши желания совпали», -- объясняет г-н Швецов решение партнеров о разделе бизнесов. При этом он подчеркивает, что с г-ном Мордашовым у него разногласий по ведению автомобильного бизнеса не было. «Я и раньше определял стратегию компании», -- говорит г-н Швецов. После выхода из числа акционеров г-н Мордашов останется в совете директоров «Северсталь-авто», а г-н Швецов -- в совете «Северстали». Однако пост председателя совета «Северсталь-авто» г-н Мордашов покинет. Скорее всего его займет независимый кандидат -- бывший вице-президент General Motors Дэвид Херман, который, по словам г-на Швецова, уже дал свое согласие на избрание на этот пост.
Впрочем, изменения в структуре управления компании со сменой акционеров последуют. Правда, аналогичные уже произошли и в «Северстали» Алексея Мордашова: большинство мест в совете директоров компании предполагается передать независимым директорам. Их число предлагается увеличить с трех до семи. Но утвердить это решение и избрать новых членов совета предстоит акционерам на собрании в начале мая. Сейчас идет обсуждение и утверждение кандидатур. Г-н Швецов предполагает пригласить в свою компанию ведущих в мире отраслевых управленцев. «Уровень управления в компании будет близок к идеальному», -- обещает он, сетуя, что пока в России не видит специалистов достойного уровня. И обещает, что директорам и менеджерам компании будет предложен опцион на получение акций компании. Эти акции, по словам г-на Швецова, скорее всего, будут докуплены на рынке. Сейчас free float, по словам руководителей компании, составляет 42% акций. Однако эти бумаги пока довольно слабо ликвидны.
Приглашен опытный управленец и на развитие нового бизнеса компании -- создание собственной дилерской сети. Возглавит управляющую компанию по развитию этого бизнеса бывший глава российского подразделения Daimler Chrysler -- «Даймлер Крайслер Рус» -- Герхард Хильгерд.
Анна ЛАНДЕР