Президент Владимир Путин увеличил частоту своих встреч с правительством, будто бы взяв его уже не под стратегическое, а под оперативное управление. И именно в этот момент столкнулся с инициативой премьера Михаила Фрадкова. Причем с инициативой кардинальной. Г-н Фрадков, пожалуй, впервые перед телекамерами предложил провести структурную реформу кабинета министров, которая хотя и имеет прямое отношение к экономике, лежит прежде всего в сфере политики. Воспользовавшись случаем --
подготовкой указа по созданию нового агентства по поставкам вооружений (подписан вчера), премьер еще в минувшую пятницу на встрече с президентом сказал: «Рассматриваю это действие в контексте плана, который я вам докладывал по поводу уточнения структуры правительства, его функций». И добавил: «Просил бы вас еще раз вернуться к этим предложениям правительства. Тем более что, насколько я понял, на пресс-конференции вы фактически дали карт-бланш работе правительства на ближайшие месяцы».
По поводу "карт-бланша" на работу правительства в ближайшие месяцы президент вчера ничего не говорил, а вот в отношении изменения структуры кабинета ясно дал понять, что с этим торопиться не надо. Из чего следовало, что премьер, возможно, все-таки неправильно понял президента и что реформировать правительство будет не глава кабинета, а сам г-н Путин и его администрация. И не сейчас, а ближе к парламентским выборам 2007 года с прицелом на президентские в 2008-м.
На вчерашней традиционной встрече в Кремле с ключевыми министрами президент еще раз пояснил премьеру: «Что касается предложений по внесению изменений в структуру правительства, я попросил бы чуть попозже это сделать. Давайте не будем спешить. Давайте обсудим их в рабочем порядке. Посоветуемся с коллегами». В общем, мягко, но твердо дал понять, что инициатива наказуема, когда она вне плана. Премьеру оставалось лишь согласно кивнуть.
Так чего же не понял г-н Фрадков? И почему он, опытный чиновник, вдруг с места в карьер нарвался на корректное, но явное отторжение? Как говаривал один кремлевский долгожитель, «отставка правительства, как, собственно, и изменение его структуры, -- слишком серьезный политический инструмент, серьезный ход, чтобы разменивать его по пустякам или пользоваться им даже в полугодовом режиме». Поэтому все предшественники г-на Фрадкова никогда по своей инициативе и не использовали этот «инструмент», хотя по закону он находится вроде бы в их непосредственном ведении. Предпоследний премьер Михаил Касьянов именно по этой причине вынужден был произносить рефреном слова о «тонкой настройке кабинета» -- ровно до отставки этого самого кабинета. Казалось бы, куда более наглядный и пока еще памятный пример. Тем не менее г-на Фрадкова он не остановил. Ведь каждому премьеру хочется оставить хорошую память о себе в истории. Но эффективно работать без «тонкой настройки» подчиненных под себя не получается.
Михаил Фрадков (ему-то это кажется очевидным) ведь не замахивался на святое -- на реформу кабинета как таковую. Он только хотел «некоторых уточнений структуры» и «решения ряда кадровых вопросов». По минимуму. Например, поменять главу Минрегионразвития Владимира Яковлева. Или создать отдельное министерство энергетики, а промышленность объединить в одно министерство с наукой. Культуру соединить с образованием, а печать выделить в отдельное "министерское" производство. Или уточнить функции Министерства экономического развития так, чтобы за ним не осталось оперативного управления.
Но, как и прочим премьерам, ему придется подождать, пока президент не решит, что пришло время нового, принципиально иного правительства -- и структурно, и по кадрам. Вопросы уточнения структуры правительства в России премьер-министры пока не решают.