Российско-белорусские нефтяные отношения пережили очередной кризис. Президент «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что он принял окончательное решение начать работу над
строительством нефтепровода в обход Белоруссии. «Мы будем развивать Балтийскую трубопроводную систему от Унечи на границе с Белоруссией до Приморска с увеличением на 50 млн тонн в год и над этим активно работаем, -- заявил он вчера в интервью телепрограмме «Вести». -- Сегодня прошел техсовет, он утвердил эту декларацию о намерениях. И до 15 февраля начиная с 9 февраля мы проводим презентации проекта в Брянской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Ленинградской области. После этих презентаций должно выйти 896 изыскателей на предполагаемую трассу строительства. Мы обойдемся максимально короткими сроками в части проектирования и строительства этого достаточно сложного проекта». Таким образом, «Транснефть» выполнила поручение Владимира Путина, о котором он говорил на
пресс-конференции 1 февраля, и теперь будет пытаться снизить транзитный риск при экспорте российской нефти, исходящий от режима Александра Лукашенко.
Ранее эксперты оценивали этот проект строительства ответвления от нефтепровода «Дружба» в Приморск в 2--2,5 млрд долл. Где «Транснефть» собирается найти эти средства, г-н Вайншток не уточнил. Он лишь заявил: «Мы еще не определились, сколько это стоит. Но уже сейчас можно сказать, что это очень дорого. Мы обсуждали с коллегами, что если бы у нас не были такие риски с сопредельными государствами, такие деньги было бы тратить не нужно». Нефтяники, у которых резко возрастут транспортные расходы в связи с новым маршрутом транспортировки сырья (ведь прокачка по нефтепроводу гораздо дешевле морских перевозок, к тому же маршрут по «Дружбе» намного короче, при этом продавать в Европе нефть по более высокой цене они не смогут, а значит, будут вынуждены брать все издержки на себя), выступление г-на Вайнштока предпочли не комментировать.
В ответ на выступление главы российской транспортной компании белорусские чиновники и эксперты стали говорить о том, что к 2015 году их страна будет получать не менее 20% нефти через порты Черного и Балтийского моря, снизив тем самым свою зависимость от поставок из России. Кроме того, Минск решил вчера поднять тариф на транзит российской нефти по территории республики, который не менялся десять лет. Но несмотря на громкие заявления Александра Лукашенко о необходимости компенсировать стране рост стоимости сырья, поставляемого в Белоруссию из России, удорожание транзита нефти оказалось относительно незначительным -- примерно на треть. Если до сих пор российские нефтяники платили за транзит по Белоруссии примерно 166 млн долл. в год, то теперь будут отдавать 224 млн долл. Г-н Вайншток заявил Интерфаксу, что слышал об увеличении тарифов: "У нас есть такая информация, но мы ее официально от белорусских коллег не получили. Не думаю, что это повторение новогодней истории, я думаю, что возобладает здравый смысл, так как есть добрая воля на то, чтобы все было хорошо".
Кстати, в конце прошлой недели правительство Белоруссии, как известно, ввело арендную плату за землю под нефте- и газопроводами, что принесет бюджету около 5 млн долл. в год. Так что Белоруссия продолжает делать лишь маленькие уколы, но, судя по всему, останавливаться пока не планирует. Россия же не защитила себя от этого -- в подписанном в январе премьерами двух стран соглашении ничего не говорится о возможности взимания каких-либо новых видов платежей и удорожания существующих.
Белорусский транзитный тариф тем не менее все равно остается относительно низким. Как сообщили вчера источники в «Белнефтехиме», по нефтепроводу Унеча -- Адамова застава (далее идет в Польшу и Германию) ставка составляет 3,5 долл. за тонну (рост -- 35%), а по нефтепроводу Унеча--Броды (на Украину) -- 1,5 долл. за тонну (рост -- 31,6%). Прокачать российскую нефть через Украину стоит гораздо дороже: по нефтепроводу в направлении Одессы ставка в прошлом году составляла 7,2 долл. за тонну, а в направлении Ужгорода -- 6,2 долл. за тонну. Из-за столь высоких расценок, кстати, в прошлом году сократился объем прокачки российской нефти через Украину примерно на 25%. Правда, с нового года тариф был снижен в среднем на 3 долл. за тонну.
Именно из-за дешевизны прокачки нефти по Белоруссии российские нефтяники вряд ли захотят использовать новый маршрут через Приморск, считает эксперт одной из транспортных компаний. А потому ответвление от «Дружбы» будет пользоваться спросом только в моменты обострения отношений с Белоруссией в качестве резервного маршрута. «Если, конечно, российские власти не заставят его заполнять (административным способом. --
Ред.)», -- добавляет он.
Взаимоотношения Москвы и Минска, как говорит глава белорусского аналитического центра «Мизеса» Ярослав Романчук, позволяют предположить, что повышение тарифов на транзит российской нефти по территории Белоруссии может оказаться не последним. И в этом случае вполне возможно, что Россия пойдет на переориентацию экспортного маршрута. «В контексте строительства Северо-Европейского газопровода это означает лишение Белоруссии ее естественных транзитных преимуществ, -- полагает г-н Романчук. -- В случае реализации этого решения Россия сможет повышать цены на энергоносители для Белоруссии, не опасаясь, что в ответ Минск создаст проблемы с транзитом».
Тем временем Польша уже заявила о том, что из-за российско-белорусских нефтяных проблем намерена диверсифицировать поставки нефти в свою страну. Вчера местная газета Puls Biznesu сообщила, что президент и премьер-министр страны Лех и Ярослав Качиньские готовят визиты в Казахстан и Кувейт, где намерены обсуждать возможности заключения долгосрочных контрактов на поставку сырья. В частности, в конце марта президент Польши собирается в Казахстан, где планирует поддержать усилия крупнейшей нефтяной компании страны PKN Orlen договориться с казахстанской «Казмунайгаз» об участии в нефтеразведке в Казахстане. А в Кувейте предполагается подписание меморандумов о намерениях или даже договоров с местными компаниями, сообщает газета. Кстати, вторая по величине польская нефтяная компания -- Lotos -- уже начала поставлять небольшие партии нефти из Кувейта, в прошлом году их объем составил 270 тыс. тонн.